Бэтмен в львиной шкуре
Одна тетя запрещала своей дочке читать комиксы, потому что «комиксы для дебилов».
По моему мнению, назвать комиксы чтивом для дураков можно только с ооооочень большого перепоя – и если вы человек, который последние семьдесят лет находился за пределами культурного пространства планеты Земля, я сейчас объясню вам почему.
Слоупоки финишировали!
Когда-то давно наши малоцивилизованные предки сидели у огня и объясняли друг другу погодные явления гневом богов и войной небесных воинств с силами тьмы. Поскольку прародитель наш был темен и необразован, он еще не знал, что на самом деле чудовища живут много ближе, чем за кругом света, который костер бросает на землю в глухую ночь.
Тогда стартовал век персонифицированных сил. Человек творил богов по образу своему и подобию – и делал их похотливыми и алчными, легкими на расправу и ревнивыми, глупыми и хитрыми.
И только после этого, когда из леса и первобытных поселений кроманьонец перебрался в города, встречаясь раз за разом с опасностями посерьезнее, чем плохая погода, наш далекий предок стал пробавляться сказками о полубожественных героях, которые непременно придут и спасут его от вражеских армий, жадных царей и злых драконов.
Знаете что? Мир ничуть с тех пор не изменился.
В 1938 году два еврейских мальчика придумали Супермена-подкидыша, вложив в яркую обертку рисованных сказок старую историю о Моисее, спасителе евреев. Эволюция налицо – Моисей был небогоравен (косноязычный беглый преступник, который разевает варежку на законную власть и по факту поднимает восстание), Супермен затмил его своими погибшими родителями с небес.
То есть, вы поняли, да? Супермен – это такое божество, которое придет и победит плохого парня. Уронит на него небоскреб. Или, например, гору. И видит он всех насквозь, прямо как боженька. Бррррр.
Потом началась война, что дало коллективному разуму мощного пинка по эволюционной спирали – и в 1939 году у нас появился Бэтмэн. И да, он всего лишь человек. Правда, кроме того, он лютая безотцовщина, миллионер и умничка, который по ночам надевает львиную шкуру трико и идет бороться с преступностью на своем Пегасе Бэтмобиле, ну да у всех свои слабости. Полубог, понимаете, сын боженьки от смертной женщины, весь такой в идеальном смокинге, порядочный мужчина.
На пару два этих древнегреческих героя с индейскими именами (конечно же, значимыми, что опять же выводит комиксы из простых картинок для дураков на 80 уровень) наваливают по всему миру разным темным силам. Иной раз думаешь: как хорошо, что США почти не коснулась война, вот, как хорошо, у людей время было на то, чтобы рисовать веселые картинки и мечтать о сильных парнях, которые топят за все хорошее против всего плохого.
В связи с чем у меня вопрос: вот чем, чем мы принципиально отличаемся от человека пещерного, если точно также придумываем полубогов, наряжая их в трусы поверх трико, как и далекие предки? Тем, что знаем, что потом перевернется последняя страничка, пойдут титры – и нужно будет возвращаться к делам и Фейсбучеку? Пф. Предки тоже знали, что после титров надо идти доить корову.
Круг замкнулся. Между теткой, идущей с рынка в каких-нибудь Афинах, и девочкой с ресепшена, которая доказывает всему офису, что Железный человек круче Капитана Америки больше нет никакой разницы.
Отличие все же есть, и оно ближе, чем мы думали. В усложняющемся мире усложняются персонажи – и все больше и больше делаются похожими на людей. И речь идет в большей степени о злодеях. Злодеи в тренде. Скажите, сколько переосмыслений пережил образ Джокера – и сколько – образ Супермена? И я говорю о том, что лежит ЗА рамками обычного фольклорного несовпадения деталей из-за обилия версий и прочтений одной и той же истории разными художниками и писателями.
Ко мне на днях заходила знакомая за бейсбольной битой, ей надо на КомикКон для образа Харли Куинн из «Отряда самоубийц». Мы поржали, дескать, можно делать ставки, сколько будет стилизаций и косплея конкретно на эту Харли. Две взрослые тети «немного за 25», а местами даже «ближе к 30» – и тоже туда же.
Я это все к чему.
Круг замкнулся. Между теткой, идущей с рынка в каких-нибудь Афинах, и девочкой с ресепшена, которая доказывает всему офису, что Железный человек круче Капитана Америки, больше нет никакой разницы. Между скандинавским скальдом, рассказывающем о похождениях «ясеня мечей», и Нилом Гейманом, который исписал уже который том о приключениях товарища Морфея и его запредельной семейки. Между матерью, которая рассказывает на ночь детям о добром рыцаре, который победит дракона, и, например, мной, которая через тысячу лет после этого сравнивает Тристана с Питером Паркером.
Нет никакой разницы – человек не изменился ни на вот столько.
И конвеер коллективного бессознательного, запущенный на производство Кухулинов и Фафниров, не остановится никогда, меняя только сырье для переработки страхов и надежд в чудесные истории.
Ах да. И еще трусы все-таки поверх трико теперь не носят.
В тему:
Филолог, воспитанный консервными ножами, смотритель мультфильмов.