Каннский кинофестиваль 2017: что происходит на киносмотре

Каннский кинофестиваль

Каннский кинофестиваль открылся 17-го мая и уже успел наделать шума на показах фильмов, где на кино принято реагировать эмоционально и в голос. Редакция Vertigo в этом году не на фестивале, зато внимательно следит за всем происходящим из Киева. Мы мониторим западную кинопрессу, чтобы рассказать вам о Каннах. Поэтому здесь будут появляться короткие обзоры самого интересного, что показали на Каннском кинофестивале. Сами не знаем, что из этого получится, но поехали:

17 мая: «Призраки Исмаэля», Арно Деплешен (Фильм открытие)

Кадр фильма «Призраки Исмаэля»

По фильму-открытию Канны давно не судят. Это откровенно слабое место кинофестиваля. Нынешний год не стал исключением. Никто не ожидал, что открывать Канны будет драма Арно Деплешена «Призраки Исмаэля», не смотря на то, что Деплешен — частый гость фестиваля. Уже тогда закрались сомнения, а может картина настолько плоха, что ее тактично отодвинули на вечер открытия, чтобы не оставлять в конкурсе? На пресс-показе фильма зрители встретили фильм гробовым молчанием — никаких аплодисментов после. Зато в рецензиях критики оторвались.

Герой Исмаэля (Матье Амальрик) — режиссер, который до сих пор тяжело переживает пропажу своей возлюбленной Карлотты 20 лет назад (Марион Котийяр). Пытаясь наладить свою жизнь, он заводит отношения с другой женщиной Сильвией (Шарлотта Генсбур). Но вот Карлотта появляется из ниоткуда и это разрушает хрупкую любовную идиллию.

Питер Дебруг из Variety пишет, что Деплешен снял слишком мелодраматичное кино с банальными художественными приемами, и сетует на бестолковые эмоциональные диалоги. Главный герой, будучи режиссером, сам снимает кино. Из-за нескольких сюжетных линий и приема «фильм в фильме» обозреватель The Playlist Джессика Кэнг отметила, что «Призраки Исмаэля» — это дикая мешанина жанров, где все они валятся друг на друга.

18 мая: «Нелюбовь», Андрей Звягинцев (Основной конкурс)

Кадр фильма «Нелюбовь»

Уже в первый конкурсный день среди критиков появился свой фаворит. Драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» понравилась практически всем и это неудивительно. После успеха Звягинцева в Каннах с «Еленой» (2011) и «Левиафаном» (2014), режиссер числится среди любимчиков кинофестиваля.

Это драма о супругах во время развода. Больше всех от этого страдает их 11-летний сын однако родители этого не замечают. У обеих уже свои новые отношения и сына они собираются отдать в интернат. Но мальчик исчезает, и родители бросаются на его поиски. Хотя для них это такое же неудобство, каким когда-то стала беременность.

Питер Брэдшоу из The Guardian поставил фильму пять звезд и сравнил «Нелюбовь» сразу с тремя классическими семейными драмами: «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, «Приключение» Микеланджело Антониони и «Скрытое» Михаэля Ханеке. Антон Долин в обзоре для Meduza пишет, что новый фильм Звягинцева — превосходный психологический триллер, и называет любовь главных героев не больше чем формой рационального эгоизма.

Практически все критики увидели в истории одной семьи историю всей страны, что позволяет констатировать: в России любви нет. Об этом размышляет обозреватель IndieWire Эрик Кон.

18 мая: «Мир полный чудес», Тодд Хейнс (Основной конкурс)

Кадр фильма «Мир полный чудес»

Пока Звягинцеву прогнозируют какую-нибудь из ключевых наград Канн, Тодду Хейнсу «расчищают» дорожку к «Оскару». Об этом заговорили после показа его нового фильма «Мир полный чудес», снятого по рассказу Брайана Селзника.

«Мир полный чудес» объединил запутанные параллельные истории двух детей, заблудившихся в Нью-Йорке и попавших в Музей естественной истории. Роуз оказалась там в 1927-м, а Бен — в 1977-м. Оба сбежали из дома. И Роуз, и Бен слабослышащие: Бен потерял слух в результате аварии, Роуз — от рождения. Девочка ищет мать (Джулианна Мур), известную актрису театра и кино, которая отказалась от нее. Бен после смерти матери (Мишель Уильямс) пытается найти своего отца, который давно оставил семью.

Стилистически 20-е здесь сняты как черно-белое немое кино, а 70-е в ярких тонах Нового Голливуда. Многие кинокритики хвалят Хейнса именно как мастера стилизаций и отмечают его очевидный оммаж эпохе немого кино. Джессика Кэнг из The Playlist обращает особое внимание на музыку Картера Бёруэлла. Поскольку главные герои фильма слабослышащие, музыка несет на себе двойную задачу: не только отражать эмоциональный груз героев, но и создавать коммуникацию в сюжете. Вместе с тем Эмили Йошида из Vulture утверждает что картина перенасыщена визуально, от чего страдает сюжет.

19 мая: «Окча», Пон Чжун Хо (Основной конкурс)

Кадр фильма «Окча»

К новому фильму корейца Пона Чжун Хо каннские консерваторы с порога отнеслись прохладно из-за скандала с Netflix. Так что на первом показе в Каннах картину немного «забукали» обиженные французские кинокритики. Позже к ним присоединились остальные — оказалось, что фильм идет с техническими неполадками (неправильный формат изображения). Это, конечно, очень иронично, и, возможно, какой нибудь киномеханик подпортил фильм, чтобы отомстить за французских прокатчиков.

В центре сюжета огромная корпорация, которую возглавляет Люси Мирандо (Тильда Суинтон). Они запускают межнациональный проект по выращиванию гигантских свиней, который должен решить проблему мирового голода. Экологических поросят отправляют на фермы по всему миру. Одна из них, Окча, вырастает под покровительством корейской девочки Мидж в огромную и умную свинку (больше похожую на бегемота). Но зловещие ученые из Mirando Corp забирают Окчу обратно к себе, и Мидж отправляется спасать свою подругу.

Отзывы на фильм преимущественно положительные. Американской прессе «Окча» очень понравилася, есть только несколько критических рецензий от европейских кинообозревателей. Стивен Далтон из The Hollywood Reporter написал, что фильм Пона Чжун Хо — технически впечатляющее, смелое и оригинальное произведение, несмотря на некоторые огрехи. Дэйва Калхуна из Time Out London немного сбила с толку карикатурностью персонажей и жанровая неопределенностью — начинается фильм как семейное кино о дружбе девочки со зверем, а заканчивается как острая сатира на корпорации.

19 мая: «Луна Юпитера», Корнел Мудруцо (Основной конкурс)

Кадр фильма «Луна Юпитера»

А вот и первый фильм в Каннах, который действительно «забукали». Жаль, потому что Корнел Мудруцо — очень любопытный венгерский режиссер. Зрители помнят его победителя в секции «Особый взгляд» в 2014 году — фэнтези-драму «Белый Бог» о том, как собаки подняли бунт против человечества.

В этом году режиссер продолжил тему магического реализма. На границе с Венгрией группа сирийцев-нелегалов оказывается под прицелом пограничного контроля. Арьяна Дашни, юношу из Хомса, ранят — но вместо того чтобы упасть, он взлетает. Арьян попадает в лагерь для беженцев, где циничный доктор Габор Штерн решает использовать удивительную способность парня летать чтобы эксплуатировать своих религиозных клиентов.

Ольга Кривитченко из Moviegram видит в новом фильме Мудруцо переход из магического реализма в теологию и считает, что это фильм про обретение веры. Намеки на новую фигуру мессии среди сирийских нелегалов — это, конечно, очень смело, но далеко не всем это понравились. Никола Грозданович из The Playlist упрекает Мудруцо в том, что режиссер взял тему реального социально-политического кризиса в виде сирийских беженцев и раскрасил в фэнтези-тона. В свою очередь Татьяна Шорохова на Кинопоиске пишет, что жанровое кино в Каннах давно не любят и провал на фестивале ни о чем не говорит (вспомните «Персонального покупателя» Оливье Ассайаса). «Луна Юпитера» визуально снята с оглядкой на «Начало» или «Матрицу», так что имеет все шансы стать культовой.

20 мая: «Квадрат», Рубен Эстлунд (Основной конкурс)

Кадр фильма «Квадрат»

То, что швед Рубен Эстлунд наконец попал в основной конкурс Канн — закономерно после его успеха с неочевидной семейной драмой «Форс-мажор» в «Особом взгляде» в 2014 году. В этом году Эстлунд привез абсурдистскую драму «Квадрат» — критику общества и сатира на современное искусство.

Главный герой Кристиан — стильный куратор музея искусства в Стокгольме. Его PR-команда уверена, что музею необходимо новое арт-событие, которое вызвало бы полемику в социальных сетях. Так приходит идея «Квадрата» — ограниченного пространства на площади у музея, где люди будут проходит испытание на доверие. После того как на этой же площади украли телефон и бумажник Кристиана, герою удается отследить вора с помощью сервиса «Find my phone» и устроить настоящую месть с непредвиденным результатом.

У фильма высокие оценки критиков, практически каждый хвалит режиссера за провокационность и смелость. Питер Брэдшоу из The Guardian, тем не менее, утверждает, что фильм иногда даже слишко эсцентричен, потому теряет свои повестовательные цели ради набора сцен совершенно безумного характера. Робби Коллин из The Telegraph называет «Квадрат» провокацией на уровне Бората, и пишет что это «торт Эстлунда, который он кидает нам в лицо».

20 мая: «Ветреная Река», Тейлор Шеридан (Особый взгляд)

Кадр фильма «Ветреная река»

Вторую режиссерскую работу сценариста Тейлора Шеридана, написавшего для нас «Сикарио» и «Любой ценой», показали еще на Сандэнсе. Возможно поэтому фильм не взяли в основной конкурс, а только в «Особый взгляд». Зато, судя по отзывам, у Шеридана большое будущее в режиссерском кресле. Пишут, что Тейлор многому научился у Дени Вильнева, с которым работал над «Сикарио».

В центре сюжета небольшая индейской резервации в Вайоминге, где работает лесничий Кори (Джереми Реннер). Именно он обнаруживает труп 18-летней девушки во время охоты. Чтобы расследовать дело, в городок приезжает молодая и решительная агент ФБР Беннер (Элизабет Олсен). Она просит о помощи Кори, потому что он знает местность лучше всех. Для Кори найти убийцу — это еще и возможность отомстить з смерть собственной 16-летней дочери, которая погибла при подобных обстоятельствах.

Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter отмечает, что это лучшая роль Джереми Реннера и хвалит режиссера за острую чувствительность к грубым зимним условиям и ограниченным перспективам, с которыми сталкиваются местные индейцы. Но, по мнению критика, Шеридан иногда попадает в сценарные ловушки, когда пытается зайти на территорию Тарантино или Пекинпы. Джордан Рап из The Film Stage пишет, что фильм порадует фанатов сценариста фирменными приемами триллера от Шеридана.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: