Обратно в 2000-е: как я пересмотрела «Ангелов Чарли» и что из этого вышло

Выход новых «Ангелов Чарли» – повод окунуться с головой в странный мир боевиков ранних 2000-х и пересмотреть главный поп-феминистический манифест нашего (ладно, не буду ручаться за всех – моего) детства. Можно было бы начать еще с одноименного сериала 1970-х, но с теми «Ангелами Чарли» все понятно – это прямолинейный детективно-шпионский сериал, который отличается от других подобных шоу этой эпохи разве что наличием Фары Фосетт.
А вот дилогия МакДжи – удивительная вещь, полная противоречивых посылов, незабываемых боевых сцен в стиле wire-fu, странных шуток от Билла Мюррея и необъяснимых камео. А ещё это лишний повод поностальгировать. Так что вперед в 2000-е – эпоху вездесущего гламура, неполиткорректного юмора и действительно безумного экшена!
«Ангелы Чарли» (2000)
Можно долго спорить о том, кем является МакДжи – бессовестным любителем вульгарщины или саркастическим визионером. Но нельзя отрицать, что у режиссера есть неповторимое чувство стиля. Правда, первые «Ангелы Чарли» с ходу напоминают, что стиль в 2000-х был, кхм, специфичным. Камерон Диаз в маске LL Cool J, сумо-состязание между Биллом Мюрреем и Тимом Карри, орущие поп-хиты и полный игнор любых законов физики – МакДжи развлекает зрителя со всей тонкостью и энтузиазмом ну очень надоедливого тамады. Помните то виральное видео, в котором очень серьезная журналистка спрашивает Квентина Тарантино, зачем в его фильмах столько насилия, а он буквально выкрикивает «потому что это таааак весело»? Мне кажется, этот аргумент служил основой для всех решений постановщика.
Причем шарм «Ангелов Чарли» в том, что весело всем: режиссеру, который снимает протагонисток так, будто работает над полупорнографическим музыкальным видео, актрисам, между которыми чувствуется искренняя химия, Сэму Рокуэллу, который танцует под Марвина Гэя. И это веселье заразно! Я искренне пыталась строго анализировать фильм, но уже спустя десять минут поняла, что сижу с широченной улыбкой и качаю головой под Fatboy Slim. Каким бы глупым не был этот фильм, чувствуется, что он создавался с невероятным энтузиазмом и желанием сделать что-то новаторское – пусть экшн-сцены и смешные, но где вы еще увидите такой решительный отказ от реализма?
Да, фильм выглядит жутко устаревшим – сейчас уже никого не убедишь в том, что главные героини дерутся на высоченных шпильках, в обтягивающих кожаных штанах и с распущенными накрученными волосами потому что им так действительно удобно. Когда нас знакомят с персонажем Диаз с помощью сцены, где полуголая актриса лихо трясет задницей прямо в камеру, сложно воспринимать это как манифест принятия своей сексуальности. Несмотря на то, что Дрю Бэрримор убедила голливудских продюсеров снять один из первых женских боевиков, целевая аудитория «Ангелов Чарли» очевидна – фильм снимали, в первую очередь, для мужчин, которым нравятся красивые боевые девушки в облегающих нарядах. В то же время, МакДжи умудряется высмеивать наивных парней, которые ведутся на всю эту демонстративную сексуальность – почти в каждой сцене есть глупый персонаж, который заглядывается на грудь героини и превращается в безвольный комок похоти.
«Ангелов Чарли» есть за что критиковать и помимо гипертрофированной объективизации женских персонажей – целые культуры тут сводятся к декоративным элементам, а белые героини запросто прикидываются японками или восточными танцовщицами. И все же, фильм действительно изменил Голливуд в лучшую сторону – благодаря ленте МакДжи студии поверили в то, что боевик с девушками в центре событий может стать успешным. Без нее мы бы вряд ли увидели «Лару Крофт», нового «Безумного Макса», «Атомную блондинку» или «Чудо-женщину», а шпионские истории до сих пор бы считались мужской территорией. Ну, а если вы не хотите сильно заморачиваться социальными аспектами настолько развлекательного фильма, то тут все еще проще – «Ангелы Чарли» блестяще выполняют роль бездумного, ностальгического постыдного удовольствия, которое напоминает о куда более простых временах.
«Ангелы Чарли: Полный вперед» (2003)
Оказывается, в первых «Ангелах» МакДжи еще сдерживался – сиквел выглядит еще масштабнее, еще безумнее и еще зрелищнее. Фильм начинается со сцены, в которой девушки ловко уворачиваются от ракеты, съехав с моста на огромном камазе. Пока героини падают, они умудряются выпрыгнуть из грузовика и запрыгнуть в вертолет, который летел вниз параллельно с машиной – как тебе такое, Джон Уик? Порой лента напоминает эпизод случайного мультика на Cartoon Network – реализма тут примерно столько же.
Но, как и в случае с оригинальной картиной, все это комическое насилие работает – в первую очередь, потому что тут МакДжи даже не делает вид, будто все это всерьёз. На минуту даже не удивляешься тому, что чопорный Джон Клиз почему-то играет отца героини Люси Лью, а Бозли (Билл Мюррей) заменил его сводный брат – еще один Бозли, правда, в исполнении Берни Мака. И певица Пинк в образе организатора мото-гонок, на которых чуть не убивают Шайю ЛаБафа. Да, а еще Кэрри Фишер появляется в роли монашки, которая раз в месяц стрижет орущего Криспина Гловера (того, который отец Марти из «Назад в будущее»). И героиня Деми Мур убивает персонажа Брюса Уиллиса, как иронично!
Самое удивительное – то, что не только экшн-сцены стали еще лучше. Возможно, это просто странное проявление стокгольмского синдрома, но мне действительно кажется, что сценарий вторых «Ангелов» глубже и серьезнее. Каждая из протагонисток вынуждена справляться с личным внутренним конфликтом: Диаз съезжается с парнем, Бэрримор столкнулась с ошибками прошлого, а Лью скрывает свою работу от отца. И, конечно, антагонист тут на голову интереснее плохиша-Рокуэлла (прости, Сэм!) – героиня Деми Мур не кажется шаблонной злодейкой. В каком-то смысле, ее мотивация прогрессивнее чем большинство идей МакДжи – только она задумывается о настоящей свободе и современном феминизме.
Под конец марафона я окончательно осознала, чем же меня смутила новая часть франшизы от Элизабет Бэнкс. Да, в ее «Ангелах» нет Мэтта ЛеБлана, шутливо кривляющего азиатов (и слава богам!), но им явно не хватает того искреннего, гиперактивного энтузиазма, которым покоряет МакДжи. Не все идеи из «Ангелов Чарли» 2000-х сейчас работают, но в каждой сцене чувствуется хотя бы наличие какой-то смелой идеи. И перед этим сложно устоять.