Лучшие неудачники «Оскара»
В рамках спецпроекта «Ценные кадры» в партнерстве с «Киевстар Все вместе», который объединил мобильную связь, интернет и телевидение в одном предложении, мы рассказываем о фильмах, о которых точно стоит узнать. А еще лучше — посмотреть их.
«Оскара» на всех не хватает. В преддверии вручения самой престижной кинопремии мы выбрали 10 лучших неудачников (по нашему скромному мнению), которые попали в номинацию «лучший фильм года», но получить заветную премию так и не смогли.
Совершенно уникальная по своей структуре картина Ричарда Линклейтера «Отрочество» претендовала на «Оскар» как лучший фильм в 2015 году, но проиграла «Бердмену». Тем не менее, размах, с которым подошел Линклейтер к съемкам, заслуживает награды Киноакадемии. «Отрочество» — это очень простая и вместе с тем завораживающая история взросления шестилетнего мальчика Мэйсона, снятая на протяжении 12 лет. С 2002 года режиссер ежегодно снимал четырех актеров — Эллана Колтрейна (Мэйсон), свою дочь Лорелею Линклейтер (сестра Мэйсона Саманта) и давних друзей, Патрицию Аркетт (Мама) и Итана Хоука (Папа). С последним у него даже была договоренность: если с Линклейтером что-то случится, закончить фильм должен был Хоук.
В итоге многолетние съемки вылились в череду очень личных зарисовок-импровизаций о семье, друзьях, играх на заднем дворе, подростковом возрасте, разговорах серьезных и абсолютно мелочных, а главное – в череду очень созерцательных и в то же время ускользающих из нашей памяти моментов того самого взросления. Такой личный подход режиссера превратился в монументальный трехчасовой фильм, который предлагает пережить в реальном времени совершенно новый кинематографический опыт.
Нефть/There Will Be Blood (2007)
«Нефть» — экранизация одноименного романа классика американской литературы Эптона Синклера и одна из лучших картин Пола Томаса Андерсона. В активе у фильма два «Оскара» — за лучшую мужскую роль (Дэниэл Дэй-Льюис) и лучшую операторскую работу (Роберт Элсвит). Фильм вполне заслуживал ключевую награду Киноакадемии, но конкуренция в 2008 году была высока и статуэтку в итоге дали вестерну братьев Коэн «Старикам тут не место».
Действие фильма разворачивается в конце XIX века и рассказывает историю Дэниела Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис) — нефтедобытчика и в будущем крупного нефтяного магната. Эта картина наполнена пасторальными пейзажами и длинными немыми сценами. «Нефть» во многом напоминает моноспектакль инфернального Дэниэла Дэй-Льюиса. Картина исследует не только глубины нефтебизнеса в начале ХХ века, но и глубины человеческой натуры, обращаясь при этом к религиозной риторике. После успеха фильма на Берлинском кинофестивале и последующего интереса со стороны Киноакадемии, Пола Томаса Андерсона сравнивают со Стэнли Кубриком и Орсоном Уэллсом и называют одним из лучших режиссеров-формалистов, вернувшим Америке давно забытый эпический дух.
Древо Жизни/The Tree of Life (2011)
Эпическая драма Терренса Маллика «Древо жизни» — картина смелая настолько, что получить «Оскар» таким фильмам стоит большого труда. В основе его взлетов и его же падений отсутствие сюжета в привычном понимании. Маллик снял медитативное кино, которое создает эффект головокружения, усиливающегося благодаря операторскому приему постоянно движущейся камеры. Смелое режиссерское решение Маллика в 2012 году проиграло ностальгическому и легкому видению Мишеля Хазановичуса, и «Оскар» за лучший фильм взял «Артист».
«Древо жизни» — это интимный дневник рассказчика и история создания мира в одном лице. Главный герой архитектор средних лет Джек О’Брайан (Шон Пенн) вспоминает о собственном детстве в Техасе 50-х, попутно обсуждая фундаментальные вопросы бытия с самим собой (а на самом деле со зрителями). Найдется здесь место и для счастливых воспоминаний о любящей матери (Джессика Чэстейн), тяжелых мыслей о деспотичном отце (Брэд Питт), снов, мечтаний и научных зарисовок, на первый взгляд вовсе не связанных логикой с сюжетом фильма. На деле «Древо жизни» — это симфония образов, которая приближает режиссерскую работу Маллика к классической живописи.
В 1993 году «Оскар» за лучший фильм взял драматический вестерн Клинта Иствуда «Непрощенный» о борьбе человека за новую жизнь без оглядки на грязное прошлое. Однако в тени осталась не менее жизнеутверждающая лента «Запах женщины» о слепом алкоголике-подполковнике Фрэнке Слейде (Аль Пачино). Мартин Брест снял драму по мотивам романа Джованни Арпино «Мрак и мед», также попутно обращаясь к первой экранизации книги итальянца Дино Ризи.
Это драматическая история о том, как встреча двух совершенно непохожих друг на друга людей кардинально меняет жизнь каждого. Слепой полковник разведки в отставке Фрэнк Слэйд решает отправиться на День благодарения в Нью-Йорк, где поселится в изысканном отеле, покатается на шикарном лимузине и проведет уик-энд в компании женщин потрясающей красоты. За небольшую сумму ему нанимают провожатого в лице студента Чарли Симмза. Чего Симмз не знает, так это то, что поездка должна стать для Фрэнка прощанием с жизнью, которую тот хочет прервать застрелившись. Картина прежде всего примечательна игрой Аль Пачино, за которую он получил «Оскар» как лучший актер. Впрочем, вся история, которая скорее кажется героической одой жизни, не теряет своей философской печали и трагикомичности.
Фарго/Fargo (1996)
Представив свою криминальную драму «Фарго» в 1997 году, братья Коэн озадачили публику — режиссерский дуэт снял то ли издевку, то ли горькую правду об обывателях северных штатов и представителях «одноэтажной Америки». Их едкий стиль в криминальном обыденном кино пришелся по душе Киноакадемии — у «Фарго» два «Оскара» за лучшую женскую роль (Фрэнсис МакДорманд) и лучший сценарий. Но тонкое, циничное и пугающее кино «Фарго» проиграло в главной номинации, ведь лучшим фильмом тогда назвали «Английского пациента» (еще одно доказательство того, как в 90-х Киноакадемия все еще болела героическими байопиками).
Робкий Клерк Джерри Лундегаард, работающий на своего тестя, решает заказать похищение собственной жены, чтобы потом разделить выкуп за нее с двумя преступниками. Простая афера в итоге заканчивается множеством убийств, которые берется расследовать местный офицер полиции Мардж Гандерсон, находящаяся на седьмом месяце беременности. Взяв за основу криминальный сюжет, Итан и Джоэл Коэны сняли нетипичную крайм-комедию, настоящий pulp-mentary, где pulp отсылает к бульварной литературе низкого жанра, а mentary (от documentary) говорит о приземленном настроении фильма, близком по духу к реальным криминальным сводкам.
Безумное возвращение безумного Джорджа Миллера. После провального третьего «Безумного Макса» режиссер успел снять оскароносные «Поросенок Бэйб» и «Делай ноги» (да, мультфильм про пингвинов) и опять вернулся к главной франшизе своей жизни. Перезапуск планировали и писали 25 лет, за которые к проекту утратил интерес Гибсон, а потом еще 5 лет снимали. Все из-за погоды, которая заставила перенести съемки в Намибию, а потом из-за экологов, обвинивших съемочную группу в катастрофическом влиянии на экосистему пустыни.
А потом грянул гром. «Дорога ярости», этот тестостероновый боевик с минимумом сюжета, перевернул представление об экшн-фильмах. Критики были в восторге, зрители были в восторге, даже киноакадемики были в восторге, выдав картине сразу шесть технических «Оскаров». Но вот главный бой Макс Рокатански проиграл — главная статуэтка досталась более социальной драме «В центре внимания».
Третья миссия по высадке на Луну и без Рона Ховарда напоминала голливудский блокбастер. Знаменитое «Хьюстон, у нас проблема», взрыв топливного бака, отмена посадки на Луну, сложное возвращение на Землю — даже несмотря на тот факт, что сценарий фильма был основан на книге «Потерянная Луна», он мало отличался от реальной истории. При создании картины тоже пытались максимально придерживаться реализма — сцены невесомости снимали в настоящей невесомости. Кроме того, в фильме появился и сам участник миссии — в конце фильма Джеймс Ловелл жмет руку Тому Хэнксу, который играет самого Джеймса Ловелла.
Результатом работы съемочной команды стали девять номинаций на «Оскар», внушительные 355 миллионов долларов сборов (при бюджете в 62 миллиона) и фраза «Хьюстон, у нас проблема», которая стала крылатой. Но вот мимо статуэтки за лучший фильм «Аполлон-13» пролетел так же, как и мимо Луны. Ее получил исторический опус Мэла Гибсона «Храброе сердце».
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега/Raiders of the Lost Ark (1981)
В 1982 году на счету компании Lucasfilm было пять выпущенных фильмов и сразу две успешные франшизы — «Звездные войны» и «Индиана Джонс». Фильм о профессоре археологии как раз дебютировал в кинотеатрах, собрал отличные отзывы и бросился участвовать в «оскаровской» гонке, которую проиграл «Огненным колесницам» (саундтрек Вангелиса, пожалуй, — один их самых знаменитых элементов этого фильма). Что интересно, это была третья номинация для Джорджа Лукаса. В 1974 году номинировали «Американское граффити», а в 1977-м мимо «Оскара» пролетели «Звездные войны» (да, тогда академия не боялась блокбастеров).
История о профессоре, который не выглядит и не действует как профессор, в очередной раз вознесла на пьедестал Харрисона Форда (по правде, он оттуда и не слазил, снимаясь в шестой части «Звездных войн»). Поиски сокровищ, нацисты, ямы со змеями и утраченный ковчег — все это настолько укоренилось в современную поп-культуру, что сейчас сложно представить ее без фирменной шляпы и хлыста Индианы Джонса.
Союз Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга создал два фильма, которые стоят на вершине списков «Лучших кинофильмов». Речь о «Побеге из Шоушенка» и «Зеленой миле». Оба фильма проиграли свою оскаровскую гонку. И если первый не смог обогнать «Форреста Гампа», то второй проиграл «Красоте по-американски».
Дарабонт долго жил с мыслью экранизировать историю тюрьмы «Холодная гора» и арестанта Джона Коффи и приступил к работе только в конце 90-х. Том Хэнкс согласился на главную роль в знак признательности режиссеру, так как отказался играть Энди Дюфрейна в «Шоушенке» (его заменил Тим Роббинс). Майкл Кларк Дункан, в свою очередь, получил свою роль благодаря рекомендации Брюса Уиллиса. Фильм в точности передал атмосферу того времени и главную идею Кинга — обычно люди совсем не те, кем кажутся, а жизнь не настолько хороша, чтобы всегда вознаграждать добрых людей.
История игрушек 3:Большой побег/Toy Story 3 (2010)
В истории «Оскара» только три мультфильма попадали в номинацию «Лучший фильм» — «Красавица и Чудовище», «Вверх» и «История игрушек 3: Большой побег». Последняя запомнилась не только этим. Она стала третьим фильмом в истории кинонаграды, который номинировался, будучи третьей частью истории. Компанию ему составляют «Крестный отец 3» и «Властелин колец: Возвращение короля».
Вне всяких сомнений, «История игрушек» — один из величайших мультфильмов в истории. Первая часть стала дебютом 3D-графики, вторая — доказательством того, что можно делать отличные продолжения мультфильмов, а третья показала, как нужно правильно заканчивать длинные и ностальгические истории. Что еще можно сказать о мультфильме, который практически все критики (и даже Тарантино) назвали лучшим фильмом 2010 года, невзирая на то, что это вроде как «история о дурацких пластиковых игрушках». Киноакадемики побоялись делать эпохальный выбор и отдали статуэтку драме «Король говорит!», но сложно с ними согласиться, в очередной раз рыдая во время просмотра приключений Вуди и компании.