Берлинале 2018: жизнерадостный Ван Сент и параноидальный Содерберг
Прошло чуть больше половины 68-го Берлинского кинофестиваля и невыспавшиеся кинокритики открыто заявляют, что нуждаются в реабилитации. Причем как в физической (попробуйте высидеть минимум по 4 фильма в день, особенно если один из них длится три с половиной часа), так и психологической ‒ столько боли и страданий на экране, что волей-неволей хочется сходить на что-то попроще, «Черную пантеру» например. Но не будем драматизировать, в конкурсе есть и кино, дарящее надежду, по крайней мере так считает специальный корреспондент Vertigo, Ольга Сидорушкина.
Как говорится, «У меня есть для вас две новости: хорошая и плохая», но выбирать я вам не дам, а сразу начну с хорошей ‒ Берлинале посетил Хоакин Феникс, чтобы представить новый фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко пешком он не уйдет» (Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot). Кстати, Хоакин сыграл у Ван Сента свою первую заметную роль в фильме «Умереть во имя» и если вы его не видели, то обязательно посмотрите. Теперь же спустя 25 лет они снова вместе, в картине куда более жизнеутверждающей и даже светлой. «Не волнуйся, далеко пешком он не уйдет» ‒ байопик-трагикомедия про карикатуриста Джона Каллахана, который вдребезги пьяный попал в автокатастрофу и его почти полностью парализовало. Как ни странно, инвалидность помогла ему справиться с алкогольной зависимостью и другими личными демонами.
Феникс с его безумным взглядом и взъерошенными волосами идеально вписывается в атмосферу 70-х, где разворачиваются события. Да и его способность убедительно играть полубезумные состояния также оказалась как нельзя кстати, потому что в своей эволюции от горько пьющего и депрессивного человека в инвалидном кресле, до успешного карикатуриста, Каллахен прошел разные пограничные стадии. Тем не менее его саркастичные рисунки и монологи перед группой анонимных алкоголиков могут помочь выбраться из депрессии и зрителям. В общем, Ван Сент снял добротное, понятное кино, которое не слишком пафосно и с юмором говорит нам простую истину don’t give up, и ему хочется верить.
Другая работа о борьбе за жизнь, но уже куда менее оптимистичная ‒ «Утойя 22 июля» (Utøya 22. juli) норвежского режиссера Эрика Поппе. Утойя ‒ так называется остров, где располагался юношеский лагерь, в котором 22 июля 2011 года Андерс Брейвик совершил теракт. Фильм Поппе ‒ пошаговая реконструкция событий того дня. Снятый одним кадром, он рассказывает историю девушки Кайи, которая вместе с другими ребятами застигнута врасплох и не понимает, что происходит на острове. Она убегает от звуков автоматной очереди, которые раздаются словно со всех сторон, плачет, звонит маме и пытается найти свою младшую сестру в этом хаосе, где никто не знает, что произошло и все боятся умереть.
Не сопереживать Кайе невозможно, парализующий страх перед убийцей чье лицо неизвестно, а поведение непредсказуемо (лишь однажды в кадре вдали появляется фигура мужчины с оружием), заражает зрителей. Но справедливости ради стоит сказать, что после показа половина зала аплодировала фильму, а другая половина забукала его. Главная претензия к «Утойе 22 июля» ‒ кроме демонстрации ужаса, который произошел в тот день и несет в себе терроризм в целом, за картиной не стоят дополнительные смыслы. Это довольно прямолинейное кино с очевидным посылом. Тем не менее «Утойя 22 июля» ‒ важная рефлексия, в первую очередь для самих норвежцев. К ее созданию привлекли выживших в тот день молодых людей и пригласили их на показ в Берлине, чем вызвали несколько оваций на пресс-конференции. А исполнительница главной роли Андреа Бернтзен, поразительно напоминающая персонажа Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх», имеет реальные шансы получить приз за лучшую женскую роль.
Если предыдущие две картины были показаны в основном конкурсе фестиваля, то новый фильм Стивена Содерберга «Безумие» (Unsane) вышел вне конкурса. Действительно, зачем такому мэтру, как Содерберг дополнительные призы, тем более, что его фильм вполне их заслуживает. Формально это психологический триллер, причем полностью снятый на айфон самим Содербергом (он выступил и в качестве оператора), на актуальную тему сталкерства, но без лишнего гуманистического пафоса и с хорошей долей иронии. Главная героиня, явно беспокойная и одинокая, переехала из родного города и начала новую жизнь, из-за того, что в старой ее преследовал мужчина по имени Дэвид. Однажды она приходит на консультацию к психологу и случайно говорит, что такая жизнь ее не устраивает. Ловушка захлопывается ‒ расчетливые медицинские корпорации засовывают ее в психиатрическую лечебницу на неделю по подозрению в суициде. Ну а там с распростертыми объятиями ее уже ждет Дэвид в костюме медбрата. Тематически «Безумие» перекликается с другой работой Содерберга «Побочный эффект», но по ритму и накалу эмоций новая работа легко обгоняет его. «Безумие» пугает, заставляет пульс биться быстрее и даже вскрикивать в кинотеатре, но главное ‒ это фильм о том, что все мы немного психи и не стоит расслабляться с незнакомцами.
Ну а 20 февраля произошло главное событие Берлинале для украинской делегации ‒ в секции «Панорама» представила свой дебютный полнометражный фильм «Когда падают деревья» («Коли падають дерева») режиссер и сценарист Марыся Никитюк. В его истории, рассказанной с надрывом, перемешаны магический реализм, постсоветское наследие, любовь, смерть и отчаянное желание вырваться на свободу. Отдельно стоит отметить операторскую работу поляка Михала Энглерта, благодаря мастерству которого происходила большая часть мистики. Картина не без изъянов, но вполне хороша как первая проба в полном метре от украинской постановщицы. Фильм можно будет увидеть этим летом в рамках Одесского международного кинофестиваля. Там и обсудим! А пока будем ждать вердикта жюри Берлинского кинофестиваля во главе с Томом Тыквером, которое уже в субботу объявит победителей.
Текст: Ольга Сидорушкина
Фото: Евгений Карев