Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Культ кино: рецензия на «Назад в будущее»

Как Роберт Земекис показал нам зарождение субкультуры и тинейджерский бунт

Можно бесконечно долго говорить о том, как, по сути, переосмысление «Машины времени» Герберта Уэллса превратилось в фильм, определяющий поп-культуру 80-х. Где-то столько же, сколько обсуждать, как сценарий Роберта Земекиса и Боба Гейла задал стандарт для тинейджерского приключенческого кино и тренд на хулиганские sci-fi комедии. Но для начала вернемся в далекий 1980-й, когда два 25-летних друга по имени Боб (Земекис и Гейл) задумали кино о подростке, который случайно путешествует в прошлое. Парень попадает в кучу нелепых ситуаций, которые тут же приходится решать потому как на кону его собственное будущее.

Доверять юному постановщику Земекису никто так сразу не собирался — за плечами у автора было всего два фильма (битломанско-ностальгический «Я хочу держать тебя за руку» и политический памфлет «Подержанные автомобили»). Оба собрали слабую кассу, да и критики их шедеврами не спешили называть. Так что ждать подходящего момента пришлось целых четыри года — именно столько времени ребята питчили свой проект на разнообразных студиях. Так, к примеру, Disney, отказали сценаристам, потому что закономерно напряглись из-за сюжетной линии в которой мама флиртует с собственным сыном. Странно, в 1982 году студия выпустила «Трон», где романтический интерес друг к другу проявляли программы, а в 1984 — «Всплеск», где Том Хэнкс вообще-то замутил с русалкой! Ну да ладно.

Cейчас, спустя 30 лет, не только сдержанные 50-е, но и китчевые 80-е выглядят как идеально сохраненный исторический образец.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
BACK TO THE FUTURE
ХРОНОМЕТРАЖ
116 МИН
ПРЕМЬЕРА
3 ИЮЛЯ 1985
РЕЖИССЕР
РОБЕРТ ЗЕМЕКИС
ЖАНР
КЛАССИКА
СЦЕНАРИЙ
РОБЕРТ ЗЕМЕКИС
БОБ ГЕЙЛ
В РОЛЯХ
Майкл Джей Фокс
Кристофер Ллойд
Томас Ф. Уилсон
Криспин Гловер
Леа Томпсон

Помимо блестящего монтажа, дополненного музыкой Алан Сильвестри, Земекис дает образцовый мастер-класс «Как работать с поп-культурой в кино».

Все изменилось в начале 1984, когда снятый Земекисом «Роман с камнем» собрал хорошую кассу и фактически доказал, что с темпами приключенческого жанра режиссер вполне себе справляется. Universal дали зеленый свет проекту, а в лодку к Бобам запрыгнул Стивен Спилберг в качестве продюсера — давний друг, запустивший их карьеру фильмом «Я хочу держать тебя за руку». В результате спилберговоское влияние в ленте настолько заметно, что так и хочется записать его в режиссеры — семейная комедия здесь гармонично переплетается с научной фантастикой. Единственное, что для раннего Спилберга было не совсем характерным, так это земекисовская политическая сатира, намеки на которую есть даже в «Назад в будущее» (вспомните Дока из прошлого, искренне удивленного президентству тв-актера Рональда Рейгана).

Сюжет у картины достаточно прост: тинейджер Марти Макфлай с помощью машины времени, которую создал его друг «Док» Браун, попадает из своего 1985-го в далекий 1955-й. Там Марти встречается со своими будущими родителями, еще подростками, и молодым другом-профессором. Марти нарушает естественный ход событий прошлого и вынужден приложить немало усилий для того, чтобы его будущие отец и мать влюбились друг в друга.

Экшн и комедийный эффект работают здесь в комбинации даже на уровне прекрасного каста — вот Кристофер Ллойд в образе чуть ли не мультяшного Эйнштейна называет школьные танцы «ритмическим церемониальным ритуалом», а вот заикающийся юный Криспин Гловер в роли отца Марти неуверенно лепечет однокласснице Лорейн (Лее Томпсон) «Я — твоя судьба». Чего стоит лицо Майкла Джея Фокса, умеющее рассмешить нас своим искренним отчаянием и недоумением. Или же каноничный антагонист Бифф (Томас Ф. Уилсон), в котором каждый в кинозале узнает собственного местного туповатого буллера.

Помимо блестящего монтажа, дополненного музыкой Алан Сильвестри, Земекис дает образцовый мастер-класс «Как работать с поп-культурой в кино». Ведь где путешествия во времени, там и постмодернистский обыгрывания. Наверняка Дональд Беллисарио придумал «Квантовый скачок», посмотрев, как Марти изобретает скейтборд и гитарные переборы в духе Джимми Хендрикса. Ну а костюм МакФлая в духе Дарта Вейдера «с планеты Вулкан» — явный привет nerd-культуре, зародившейся как раз в 80-х.

Однако что в фильме работает лучше всего, так это ярчайший контраст двух эпох и то, как они взаимодействую друг с другом. Кажется, будто на наших глазах в актовом зале школы городка Хилл-Вэлли под песню Johnny B. Goode зарождается контркультура. Школьники 50-х засиделись на скамейке допивая шоколадный милкшейк — еще немного и бурбон польется в пунш, а рок-н-ролл зазвучит на радио. В таком субкультурном взрыве Марти — как сверхчеловек, осознавший на собственной шкуре смену эпох. И пусть родители дальше рассказывают о целомудрии своему сыну. Вот только стоит Делориану метнуться в прошлое, и школьница Лорейн будет распивать втихую виски, а Джордж в пубертате — подглядывать за голыми девицами, сидя с биноклем на дереве.

Удивительная еще и то, что трансформация с «Назад в будущее» происходит по сей день — фильм Роберта Земекиса, как ярчайший пример блокбастера 80-х, изначально показывал нам традиционалистскую эпоху 50-х словно музейный экспонат. Со знанием последующих эпох, за консервативным периодом в ретроспективе наблюдали как сверстники Марти Макфлая в зале кинотеатра, так и современная аудитория теперь. Однако сейчас, спустя 30 лет, не только сдержанные 50-е, но и китчевые 80-е выглядят как идеально сохраненный исторический образец. И вот уже две ярчайшие эпохи вступают в химическую реакцию — парень в дутой жилетке и именных трусах Calvin Klein сидит за обеденным столом, расположенным аккурат напротив маленького выпуклого телевизора с зернистой картинкой — новейшего слова техники.

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #СовременнаяКлассика
10 10