Новая эпоха супергероев: как сериал «Стрела» изменил телевидение
В это сложно поверить, но эра «Стрелы» заканчивается. Как недавно сообщил Стивен Эмелл, исполнитель роли главного героя, в этом году выйдет последний сезон чрезвычайно популярного сериала канала CW, который без преувеличения можно назвать краеугольным камнем всей телевселенной DC. Несмотря на то, что у шоу были и хорошие арки, и сомнительные сюжетные линии, невозможно отрицать, что без истории об Оливере Куине супергеройское телевидение было бы совершенно другим. Рассказываем, в чем революционность «Стрелы» и почему без него не было бы ни «Сорвиголовы», ни «Черной молнии». Да-да, вам не показалось – в этот раз мы рассказываем об «Эрроуверсе» без тени иронии.
Опасная затея
Сериалы о чрезвычайно одаренных и благородных персонажах сейчас кажутся неизменной частью поп-культуры – за приключениями Джессики Джонс и Мэтта Мердока следят даже те люди, которые вообще не увлекаются комиксами. Впрочем, так было не всегда – длительное время нишу единственного шоу о супергероях занимал «Смолвиль», рассказывающий о жизни Кларка Кента, Лоис Лейн, Лекса Лютера и других знаковых персонажах вселенной DC. В 2011 году культовый сериал закончился, а руководители канала CW решили заполнить образовавшийся вакуум спин-оффом.
В центре новой истории должен был оказаться не очень уж популярный среди среднестатистических телезрителей, но полюбившийся фанатам «Смолвиля» герой по имени Зеленая Стрела. Сейчас мы привыкли к тому, что не слишком известные персонажи могут обзавестись собственными шоу, но тогда это было неоднозначным решением. Комиксы и телевидение были, во многом, развлечением для разных целевых аудиторий, поэтому продюсеры были готовы тратить экранное время разве что на настолько знаковых для поп-культуры героев, как Супермен. Даже спин-офф рейтингового сериала, рассказывающий о второстепенном персонаже из комиксов, был опасной затеей.
Студия неожиданно рискнула – и отказалась от идеи спин-оффа, заказав вместо нее оригинальное шоу с новыми актерами и сценаристами. Идея была по-настоящему амбициозной – «Стрела» должна была показать непростой ориджин все еще малоизвестного Оливера Куина (Стивен Амелл), познакомить зрителей с мрачной предысторией супергероя и его первыми подвигами.
Малоизвестные персонажи
Итак, нужно было рассказать о невеселом миллионере, стреляющем по злодеям из лука, не наскучить зрителям бесконечными флешбэками и заинтриговать ту часть аудитории, которая не смотрела «Смолвиль», и уж тем более не читала комиксы. На этом список задач не заканчивался – продюсер Грег Берланти с самого начала планировал вводить в повествование второстепенных персонажей из мира DC, со временем создавая богатый мир героев и злодеев. Учитывая, что недавние сериалы MCU можно часами разбирать на отсылки, выслеживая референсы к полузабытым комикс-сюжетам, это не кажется настолько уж необычным делом, но в далеком 2012 все было иначе – когда на экране появилась Фелисити Смоук (Эмили Бетт Рикардс), создатели персонажа не могли поверить своим глазам. Конечно, в «Смолвиле» тоже мелькали малоизвестные герои комиксов DC, но они редко становились настолько разносторонне развитыми действующими лицами, и уж точно не становились протагонистами спин-оффов.
После того, как первые сезоны «Стрелы» получили позитивный отклик от фанатов, на CW запустили новый проект – историю о Барри Аллене, более известном как Флэш. Прежде чем показывать пилотный эпизод нового шоу, Берланти вписал появление героя в одну из серий «Стрелы». Взаимосвязанность сериалов стала визитной карточкой масштабной телевселенной – и повлекла за собой немало подражателей.
Наблюдая за разрастающимся «Эрроуверсом» (со временем телевселенная стала насчитывать полудюжину сериалов), Warner Bros. добавили в свой арсенал еще одно шоу, запустив в 2014 году «Готэм». Спустя год Marvel Studios выпустили совместный с Netflix сериал «Сорвиголова», который тоже стал краеугольным камнем целой вселенной. В прошлом году DC завели собственный стриминг, на котором уже стартовали «Титаны» и где скоро выйдет адаптация культовой, но не слишком известной в широких кругах «Болотной твари». Существовали бы эти истории без успеха «Стрелы»? Судя по тому, что до дебюта Оливера Куина героями маленького экрана становились преимущественно те персонажи, которые были на слуху и уже обладали репутацией среди не слишком продвинутых зрителей, нет.
После того, как первые сезоны «Стрелы» получили позитивный отклик от фанатов, на CW запустили новый проект – историю о Барри Аллене, более известном как Флэш.
Эксперименты с повествованием
«Стрела» стала первым сериалом, который начал максимально эффективно использовать распространенный в комиксах формат сторителлинга. Каждые несколько эпизодов можно четко объединить в одну сюжетную арку, и все серии одного сезона ведут к грандиозному конфликту. Тут почти нет оторванных от общей нарративной линии историй – все действия персонажей как-то связаны с центральным сюжетом.
Когда «Стрела» обзавелась спин-оффами, повествование начало еще больше напоминать комиксы – чтобы понять весь масштаб истории и ее последствия, мало посмотреть один лишь сезон сериала. Вам придется отвлечься на несколько эпизодов-кроссоверов, разобраться, каким образом герои других сериалов влияют на общий конфликт и понять историю всей телевселенной. В комиксах DC дело обстоит примерно так же – даже если вы хотите читать исключительно серию о Бэтмене, без парочки выпусков «Лиги Справедливости» и «Супермена» ничего не понять. Конечно, некоторым зрителям такой подход не нравится – персонажи «Эрроуверса» довольно разные, и кому-то могут нравиться абсурдные «Легенды завтрашнего дня», но не серьезные приключения Оливера Куина. И все же, удачное переплетение сериалов и масштабные кроссоверы – то, что телевселенной CW удается лучше всех.
По словам некоторых критиков, потасовки в «Стреле» – непосредственные идейные вдохновители легендарных сражений в «Сорвиголове».
Реализм
Несмотря на наличие мрачных сюжетных линий и щедрой дозы мелодрамы, «Тайны Смолвиля» были довольно милым приключенческим шоу – в центре истории были романтические и дружеские отношения героев, моральные дилеммы и, собственно, загадки городка. «Стрела», в первую очередь, рассказывает об одиноком и пессимистичном мужчине, который увлечен сомнительным крестовым походом – охотой на коррумпированных бизнесменов.
Серьезные темы шоу заставили его создателей практически заново придумывать, как снимать экшн-сцены. Тут не было места для гротескных драк из старых супергеройских историй, но и сложно было позволить себе тот мрачный реализм, который Кристофер Нолан использовал в своей Бэт-трилогии. К тому же, у шоураннеров попросту не было достаточно средств, чтобы снимать боевые сцены так, как это делают в голливудских блокбастерах. Тем не менее, со временем создатели шоу разработали вполне эффективный подход к насилию на экране – дали каскадеру и хореографу Джеймсу Бэмфорду шанс выступить не только координатором драк, но и оператором некоторых эпизодов. По словам критиков, потасовки в «Стреле» – непосредственные идейные вдохновители легендарных сражений в «Сорвиголове».
Конечно, по сравнению с недавними шоу MCU, история Оливера Куина порой выглядит слишком абсурдной и неоднородной — вполне реалистичные сюжетные линии тут соседствуют с арками о путешествии между измерениями и магических катастрофах. Возможно, что такие супергеройские сериалы уже устарели, но без них поп-культура выглядела бы куда скучнее.