Анатомия кино: из чего состоит фильм-мюзикл

Роуд-муви, эксплотейшн, вестерны, катастрофы, готика — затеряться в описании картины сейчас проще, чем в темном лесу. Редакция Vertigo решила «осветить прожекторами» эту запутанную сторону кинематографа и научить зрителей легко отличать слэшеры от джалло, а истерны от вестернов. В честь выхода сиквела ленты «Mama mia!» поговорим о фильмах-мюзиклах.

Немного истории

История самого зрелищного и эксцентричного жанра кино началась достойно – с первооткрытий знаменитого чудака Ли де Фореста. Американский изобретатель не единожды страдал от хитрых авантюристов и коварных схем, пару раз сам получал обвинения в мошенничестве, четыре раза был женат и запатентовал около трехсот электронных приборов. Именно он в 1919 году подал один из первых патентов на создание фильмов со звуком, но ни одна из голливудских студий не выразила никакого интереса к его изобретению. Де Форест не растерялся и самолично создал 18 коротких звуковых фильмов. Его технологии озвучивания лент довольно быстро были вытеснены разработками крупных студий, но энтузиазм первооткрывателя во многом стал катализатором дальнейшего развития звукового кино.

В 1927 году Warner Bros. выпустили картину «Певец джаза». Выход первого полнометражного мюзикла ознаменовал конец эпохи немого кино и начало нового витка истории Голливуда. Если верить мемуарам того периода, во время финальных титров «Певца джаза», звезды немого кино в ужасе посмотрели на бурно апплодирующий зал и осозали, что время их славы подбегает концу. Успех картины подкрепил еще один фильм Warner Bros. – чрезвычайно прибыльный «Поющий дурак» режиссера Ллойда Бэкона. Эти две ленты положили начало массовому увлечению мюзиклами: студии вовсю выискивали знаменитых бродвейских композиторов, а кинотеатры – лучшее звуковое оборудование.

В одном лишь 1930 году в Америке вышло больше ста музыкальных фильмов: оригинальных мелодрам, экранизаций уже известных театральных постановок и оперетт. Популярность жанра продержалась где-то до конца 1960-х – начала 1970-х. Хотя фильмы вроде «Оливера!», «Звуков музыки», «Смешной девочки» и «Моей прекрасной леди» блестяще окупались в прокате и получали положительные отзывы от критиков, рок-н-ролл и поп-музыка постепенно отвоевали у мюзиклов молодую аудиторию.

Изменения демографической ситуации в 1970-х и постепенный отказ от «Кодекс Хейса» (система цензуры, призванная бороться с аморальными идеями) повлекли за собой моду на суровый реализм. Студии потеряли интерес к радужным и оптимистическим мюзиклам, которые стали олицетворением устаревшего классического Голливуда. И все же, жанр радикально видоизменился и выжил – на замену пастельным мелодрамам пришли чуть более рискованные постановки вроде скандальной рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и экранизации «Бриолина». В 1975 году вышел пародийный низкобюджетный мюзикл «Шоу ужасов Рокки Хоррора», который изначально провалился в прокате, но со временем обрел культовый статус. В 1980-х и 1990-х продюсеры снова поверили в окупаемость мюзиклов – даже анимационные фильмы этого времени напичканы музыкальными номерами. Особенно в этом плане преуспела студия Disney – благодаря ей тренд на музыкальные мультфильмы все никак не спадет, а песни из классической «Книги джунглей» и «Русалочки» стали самостоятельными хитами.

Мюзиклы XXI века сильно отличаются от своих предшественников. С начала 2000-х ощущается тренд на мрачность и эпичность. Самые узнаваемые представители жанра, адаптированные для большого экрана – драматичные «Отверженные», готический «Суини Тодд» Тима Бертона и искажающий законы мелодрамы «Ла-Ла Лэнд». Еще одна особенность – популярность поджанра jukebox musicals (дословно – «постановка с музыкальным автоматом») – произведений, для которых не написан отдельный саундтрек, но в котором почти в каждой сцене звучат известные поп-хиты. Самые яркие примеры этого подвида киномюзиклов – «Mama Mia!», «Рок на века» и «Мулен Руж».

Главные черты киномюзикла

Мультизадачные актеры

Предупреждаем сразу – мюзиклы затрагивают самые разные темы (от серийных убийц и до Мэри Поппинс), в них может использоваться как оригинальная музыка, так и поп-хиты. Обобщить все фильмы этого жанра довольно сложно, но есть особенности, связанные скорее с производством подобных лент, чем с их сюжетами. Так как актерам в мюзиклах приходится не только играть, но и исполнять сложные музыкальные номера, выбор исполнителей – вдвойне сложная задача. Порой режиссеры делают ставку на популярного актера, хотя у того могут быть слабые вокальные данные (например, Джеред Батлер в «Призраке оперы»). Иногда складывается противоположная ситуация – на центральную роль берут известного певца или певицу, хотя их актерская игра и заставляет желать лучшего (Мадонна, мы смотрим на тебя).

Театральность

Так как большинство мюзиклов – экранизации театральных постановок, то перед режиссером часто возникают трудности, связанные с адаптацией специфического формата. Множество бродвейских постановок уже обладают четко сформированной фан-базой, которая не потерпит серьезных изменений. В то же время, первоисточник может оказаться довольно нереалистичным, так что нужно найти баланс между кинематографическим и театральным языком. Например, яркие, но не слишком правдоподобные декорации бродвейского «Чикаго» для фильма были заменены более реалистичными пейзажами одноименного города, а для экранизации «Эвиты» пришлось написать дополнительную песню, которая больше бы раскрыла шаблонного центрального персонажа.

Диегетическая музыка

Как отличить фильм-мюзикл от кино с хорошим саундтреком, который звучит во всех важных сценах и передает чувства героев? И действительно ли поют герои мюзиклов посреди улиц и в кафешках? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к понятию диегезиса. Все действия, которые находятся и происходят в рамках внутри-экранного пространства, называют диегетическим, а всё, что является внешним — недиегетическим. Недиегетические звуки — те, которые может слышать исключительно зритель, и которые не могут быть услышаны персонажами. Например, если композитор фильма нагоняет на зрителя чувство ужаса или грусти с помощью атмосферных композиций, то речь идет о недиегетической музыке. Иными словами, в традиционных мюзиклах с танцевальными номерами музыку обычно считают диегетической – частью реальности, изображенной на экране. Так что некоторые персонажи мюзиклов (в первую очередь – классических постановок старого Голливуда) действительно поют посреди города. К примеру – танцы посуды в «Красавице и чудовище» можно считать диегетическими, а вот поющий на променаде Райан Гослинг в «Ла-Ла Ленде» просто метафорические передает чувства своего героя.

Яркие примеры фильмов-мюзиклов

«Поющие под дождём» (1952)

 

Режиссер: Стэнли Донен и Джин Келли

Мюзикл Стэнли Донена и Джина Келли – не только блестящий пример классической и по-хорошему старомодной голливудской постановки, но и своеобразная автобиография «Фабрики грез». В центре сюжета ленты как раз болезненный и драматичный переход американского кинематографа от немых фильмов к звуковым. Хотя «Поющих под дождем» можно формально назвать комедией, сценарий основан на реальных событиях и крахе карьер уже позабытых звезд старого Голливуда. Зельда Зэндерс — пародия на Клару Боу, Ольга Мара — на Полу Негри. Барон де ла Ма де ла Тулон — это отсылка к маркизу Анри де ла Фалеза де Кудрэ, мужу Глории Свенсон.

«Звуки музыки» (1965)

Режиссер: Роберт Уайз

«Звуки музыки» – один из многих фильмов-мюзиклов, адаптированных с бродвейских постановок. Лента была номинирована на десять «Оскаров», пять из которых получила. В центре сюжета – история веселой австрийской гувернантки (Джули Эндрюс), которая влюбляется в своего работодателя и помогает ему сбежать в Швейцарию во время присоединения страны к нацистской Германии.

«Чикаго» (2002)

Режиссер: Роб Маршалл

В отличие от радужных классических постановок, мюзиклы начала 2000-х известны своей мрачностью и реалистичностью. В основу ленты Miramax (к слову, самой прибыльной в истории независимой студии) легла история двух громких убийств, совершённых в Чикаго в 1924 году. Первую попытку постановки мюзикла студия предприняла в 1994 году, но неудачно. В ходе работы сценарий ленты был кардинально переработан 7 раз, от постановки по очереди отказались Милош Форман, Херберт Росс и Баз Лурманн. В итоге за него взялся Роб Маршалл («Мемуары гейши», «Энни»), главные роли исполнили Рене Зеллвегер, Кэтрин-Зета Джонс и Ричард Гир, а фильм получил шесть «Оскаров».

«Мулен Руж!» (2002)

Режиссер: Баз Лурманн

Помните, мы писали об отдельном подвиде постановок, прозванных «jukebox-мюзиклами»? «Мулен Руж» База Лурмана – как раз яркий пример этого поджанра. Эмоции героев выражаются с помощью каверов на песни KISS, Мадонны, Дэвида Боуи, Элтона Джона и других популярных артистов. При этом, действие ленты происходит в самом начале 20-го века и рассказывает о трагической любви бедного поэта (Юэн Макгрегор) и куртизанки Сатин (Николь Кидман).

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: