Все фильмы о Гарри Поттере: от худшего к лучшему

Автор Vertigo

Премьера «Преступлений Гриндевальда уже на носу», первый снег напоминает о том, что пора включать «Философский камень», а мы в редакции собрались за кружечкой маслопива, чтобы решить, какая из экранизаций поттерианы лучшая. Обошлось без непрощенных заклинаний, но список получился крайне любопытный и с серьезным налетом магического снобизма и фанатизма по книжному первоисточнику.

Держите рейтинг фильмов поттерианы от Vertigo и конечно, мы ждем ваши претензии в соцсетях.

2010

Гарри Поттер и Смертельные реликвии. Часть 1

Реж. Дэвид Йетс

Юра Поворозник

Я очень не люблю Дэвида Йетса. Вряд ли еще найдется режиссер, который вызывал бы у меня такие же негативные эмоции, как человек, вцепившийся зубами в экранизации Роулинг. Прямолинейность и поверхностность постановщика очень хорошо видна в «Смертельных реликвиях» — первая часть у множества ассоциируется со скучным путешествием в палатке Гарри, Рона и Гермионы. При этом в фильме были: переброс Гарри из дома Дурслей в Нору, свадьба Билла и Флер, площадь Гримо, вторжение в министерство магии, визит в долину Годрика и конфронтация в поместье Малфоев.

Весь этот круговорот событий в «Реликвиях» совсем потерялся за однообразным кемпингом троицы главных героев. Можно сетовать на то, что картина является лишь открывающим полотном для второй части, но факт остается фактом — съемочная команда попросту не смогла раскрыть весь потенциал самостоятельной истории, пытаясь вместо этого расставлять фигурки для сиквела. При этом Йетс не справился даже с раскрытием романтических линий, на которые он так давил в шестом эпизоде: побег Рона получился скомканным, а сцена поцелуя Гарри с Джинни стала просто таки концентрацией неловкости.

2011

Гарри Поттер и Смертельные реликвии. Часть 2

Реж. Дэвид Йетс

Аня Дацюк

Финальная часть франшизы считается самой мрачной и переполненной экшна. Впрочем, нестыковок и хаотичного развития сюжета здесь тоже хватает. Гарри, Рон и Геримона заняты уничтожением горокраксов, пока в Хогвартсе новый директор Снейп наводит свой порядок, отдаленно напоминающий чуть ли не тоталитарный режим — старшеклассники шагают отрядом, отрабатывают заклятие Круциатус на новоприбывших учениках, а комендантский час в школе вообще не оставляет шансы на веселье. Серый тон ленты, спецэффекты и батальные сцены визуально приближают восьмой фильм о Гарри Поттере к среднеголливудскому стандарту, а ведь раньше поттериана действительно удивляла своим нетривиальным миров магов.

Самобытность франшизы сохраняется в нескольких действительно эпичных сценах, как, например, противостояние Молли Уизли и Беллатрисы Лестрейндж или сцена с Невиллом и Наджини. Смерть нескольких ключевых персонажей, в частности Снейпа, преподносится хоть и слегка скомкано, вскоре получает должное внимание во вроде бы победной, но и совершенно трагической развязке. Удивительно, но кульминация поттерианы снята зрелищно, но вовсе не триумфально. И вообще в финале «Гарри Поттера» чувствуется некая усталость, а по-настоящем пугает эпилог, в котором молодые Гарри, Рон и Гермиона и их школьные друзья топорно загримированы под 40-летних.

2007

Гарри Поттер и Орден феникса

Реж. Дэвид Йетс

Саша Рынк

Пятая лента во франшизе считается одной из худших (у нее самая низкая оценка на агрегаторах), но для меня она все равно гораздо более атмосферная, чем все последовавшие. Дэвид Йейтс делает акцент на политической составляющей волшебного мира (неплохое решение), но почему-то решает передать сюжет через бесконечные флешбэки, сны и видения героев. На бумаге эти нарративные ходы работали, но бесконечные «нереальные» сцены в фильме лишь усложняют восприятие истории и превращают картину в неоднородное полотно, состоящее из эпизодов с очень разной цветокоррекцией. Главная моя претензия к ленте – зачем было настолько сокращать сценарий? Из самой толстой книги в серии почему-то сколотили самый короткий фильм, отбросив уйму важных сюжетных линий.

Впрочем, «Орден Феникса» есть за что похвалить (знаю, некоторые коллеги со мной не согласятся) – Имельда Стонтон блестяще воплощает в жизнь Долорес Амбридж, самую противную антагонистку во всей франшизе, а финальная битва в Министерстве Магии получилась одновременно захватывающей и очень эмоциональной.

2009

Гарри Поттер и принц-полукровка

Реж. Дэвид Йетс

Аня Дацюк

В шестой картине полно полярностей, именно поэтому она чинно занимает позицию в середине рейтинга. С одной стороны — это первый фильм, в котором вместо баек о Сами-знаете-ком, есть вполне смертельные противостояние с Пожирателями смерти, а мир волшебников уже не сомневается в возвращении Темного Лорда. Вместо рождественской сказки о силе добра и важности друзей — жуткие сцены в пещере с инферналами или же вовсе эпизод с убийством Дамблдора. После «Ордена Феникса», застрявшего в экспозиции, «Принц-полукровка» был на голову выше в вопросе постановки от Дэвида Йейтса. Режиссер нащупал необходимый мрачный тон франшизы, пригласил в операторы француза Бруно Дель Бонеля, снявшего «Амели» (в прошлом году он был номинирован за блестящую съемку «Темных времен») и в целом создал действительно уже не детское кино.

Между тем, полноценным фэнтези-триллером «Принца-полукровку» тоже не назовешь хотя бы потому, что героям по 15 лет, а значит следует выделить немного экранного времени для буйства гормонов. Как результат, у нас есть целый ромком-сегмент на тему «Рон встречается с Лавандой, Гермиона ревнует, Гарри целует Джинны, Рон злится». Скажем честно, романтическая линия всегда была довольно слабой частью франшизы, а здесь ее хватает для отдельной мыльной оперы.

2005

Гарри Поттер и Кубок огня

Реж. Майкл Ньюэлл

Саша Рынк

Четвертая книга в саге Роулинг стала началом истории взросления героев – у протагонистов появились первые душевные драмы и подростковые ссоры, а угроза в лице Волдеморта стала еще реальней, чем прежде. Сценарист картины каким-то образом сжал события увесистого романа в фильм на 157 минут, но удачно сохранил атмосферу, показывая нам новые стороны волшебного мира. Главная проблема картины – не совсем ровный темп повествования. Действительно важные сцены слишком быстро перетекают в затянутые эпизоды тинейджерских конфликтов, а большинство экранного времени уходит на демонстрацию визуального великолепия волшебного мира.

Зато «Кубок огня» может похвастаться одним из самых эмоциональных моментов во всей саге – если вы скажите, что вышли из кинотеатра с сухими глазами, то мы вам просто не поверим. Кроме этого, как раз благодаря картине Майка Ньюэлла молодой Роберт Паттинсон получил славу многообещающего актера и заинтересовал голливудских продюсеров. С одной стороны, это обрушило на наши коллективные головы культ безэмоционального блестящего красавца Эдварда Каллена, а с другой – без Седрика Диггори из «Кубка огня» не было бы и блестящего перформанса Паттинсона в «Хороших временах».

2002

Гарри Поттер и тайная комната

Реж. Крис Коламбус

Саша Рынк

«Гарри Поттер и тайная комната» – самая длинная часть франшизы. Некоторые критики воспринимают это как минус, но я категорически не согласна. Что может быть плохого в двух часах Хогвартса, магии, ностальгии и загадок? Но даже если отбросить мою иррациональную любовь к первым картинам франшизы, вторая экранизация Криса Коламбуса – самая точная и детальная интерпретация книг Роулинг, а молодой Кристиан Коулсон замечательно передал сущность самовлюбленного, жестокого, но чертовски привлекательного Тома Реддла.

К тому же, фильм удачно балансирует между темной и комедийной сторонами вселенной Гарри Поттера – тут хватает и юмора (привет, Златоуст в исполнении Кеннета Браны), и духоподъемных моментов, и действительно жутких сцен.

2001

Гарри Поттер и философский камень

Реж. Крис Коламбус

Юра Поворозник

Сложно оценивать первую часть максимально объективно — все же картина Криса Коламбуса ценна своими ностальгичными нотами, великолепными рождественскими сценами и атмосферой хогвартсовского уюта. Даже прожженные циники украдкой поглядывают на окно во время просмотра «Философского камня», в надежде увидеть сову с письмом.

Дебютный эпизод кинофраншизы справился с самой сложной задачей, сумев грамотно перенести волшебный мир Роулинг со страниц книги на киноэкран. К тому же, нельзя не похвалить Коламбуса за желание максимально точно соответствовать сюжету первоисточника.

Некоторые критики увидели минус в том, что в погоне за точностью режиссер сделал очень детский фильм. Удивительно, но в этом плане Крис наступил себе на горло — его сценарии всегда добавляли мрачности вроде бы светлым картинам, а «Гремлины» до сих пор считаются самым мрачной и кровавой рождественской лентой в истории кино.

2004

Гарри Поттер и узник Азкабана

Реж. Альфонсо Куарон

Юра Поворозник

Альфонсо Куарон не хотел браться за экранизацию Поттера, но его волю сломил Гильермо Дель Торо, заставивший друга сесть за чтение книг. Именно ему мы должны быть благодарны за невероятную третью часть. В отличие от работ Коламбуса, «Узник Азкабана» не пытается максимально точно экранизировать книгу, акцентируясь на персонажах. Это позволило сделать сюжет глубже и не размазывать его тонким слоем по хронометражу. Также стоит обратить внимание на очень детализированный подход Куарона к демонстрации взросления персонажей — именно здесь Гарри, Рон и Гермиона отходят от образов розовощеких милых пупсов, что проявилось как во внешности (каждый носит форму по-разному) так и поведению.

Не обошлось и без помощи актерского состава. Вряд ли мы сейчас говорили бы о величии третьей части, если бы не Дэвид Тьюлис и Гэри Олдман, которые оказались великолепным киновоплощением Люпина и Сириуса. К слову, именно в третьей части Ричарда Харриса в роли Дамблдора заменил Майкл Гэмбон — и подарил нам прекрасную сцену в хижине Хагрида.

Естественно, нельзя не заметить все большую мрачность серии, которая усилилась по сравнению с «Тайной комнатой», но это объясняется желанием Куарона сконцентрироваться на эмоциях Поттера — большинство книжных эпизодов, разряжавших атмосферу, оказались на обочине. Да и о каком легком настрое может идти речь, когда дементоры вокруг.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: