Tank Girl Джейми Хьюлетта: панки, танки и мутанты

Пока в Киеве зажигают Gorillaz, грех не вспомнить о самой известной комикс-работе их создателя, Джейми Хьюлетта. Речь идет о «Танкистке», написанной в соавторстве с Аланом Мартином.
Работа британского дуэта очень сильно отличается от привычного всем формата комиксов. Во-первых, «Танкистка» была создана для журнала Deadline, а не под крылом издательства. Во-вторых, полное собрание под одной обложкой выпустил книжный гигант Penguin Books, известный изданием классических книг в мягкой обложке. В-третьих, влияние героини на социальные волнения в Британии сложно переоценить. Но давайте по порядку.

Джейми Хьюлетт
Джейми Хьюлетт — художник и рекламщик, более известный как создатель Gorillaz. За время работы в комикс-индустрии рисовал несколько выпусков Doom Patrol и Shade, the Changing man для Vertigo, а также сотрудничал с британским изданием 2000 AD, где вместе с Питером Миллиганом создал Hewligan’s Haircut. Также до начала работы с виртуальной музыкальной группой Джейми сотрудничал с журналом The Face.
Алан Мартин — британский сценарист комиксов, одногруппник Хьюлетта, известный преимущественно работой над Tank Girl. Он продолжал развивать историю персонажа после ухода Джейми в музыкальный бизнес, но особого успеха продолжения не имели, хоть и выходили вплоть до начала 2010-х.

Алан Мартин
В 1988 году британские комикс-художники Брэтт Юинс и Стив Диллон решили выпускать собственный журнал о музыке и культуре, который получил название Deadline. В поисках контента для первого выпуска они наткнулись на самиздат Atomtan, который распространялся в Норсбрукском колледже. Авторами значились Джейми Хьюлетт, Алан Мартин и Филип Бонд. Парней пригласили в штат и позже ничуть об этом не пожалели.
Для дебюта в журнале ребята создали небольшой стрип о девушке-панке. Она ездила на разговаривающем танке, жила в постапокалиптической Австралии, а ее бойфрендом был мутант-кенгуру Буга с собственной бандой. По словам Мартина, идея персонажа пришла к ним еще во время работы над Atomtan:
Джейми однажды нарисовал безобразно одетую девушку с большой пушкой в руках. В то же время один из наших друзей работал над дизайном наушников, вдохновленных экипировкой танкистов второй мировой. Его студия была забита фотографиями разных боевых машин. Я взял у него одну и отдал Джейми. Тот перерисовал танк позади девушки и добавил лого Tank Girl.
Вдохновленный панк-культурой, которая в 1988 году была на пике популярности, персонаж быстро стал культовым. Этому способствовал тот факт, что сами комиксы о Танкистке мало полагались на историю и повествование — ведущим в паре авторов был Хьюлетт и он развлекался как мог. В стрипах можно найти множество оригинальных ходов: как художественных, так и сценарных. Анархистская природа героини позволяла игнорировать классические приемы сторителлинга и оформления. На страницах можно встретить сюрреалистичные зарисовка, оформление в духе самиздата, множество коллажей, текст создавался методом нарезок, а сама история нередко развивалась потоком сознания или даже превращалась в метаповествование.
Хаотичный стиль, сильный женский персонаж, деструктивизм и бунт быстро вынесли Танкистку на гребень всех контр-движений Британии. Особенно сильно ее успех коррелирует с ростом влияния женского панк-рок движения. Рисунки Хьюлетта появлялись на всех важных маршах и митингах Соединенного королевства, которое как раз активно протестовало против Маргарет Тетчер. После принятия правительством поправки 28, которая обязывала местные власти противодействовать пропаганде гомосексуальности, ЛГБТ-сообщества начали устраивать еженедельные протесты, которые получили название «Tank Girl nights».
К началу 90-х комикс стал настолько популярным, что Голливуд решил взяться за экранизацию. Главные роли исполнили Лори Петти, Наоми Уоттс, Ice T и Малкольм Макдауэлл, а саундтреком занималась Кортни Лав. Несмотря на все это, картина провалилась в прокате и получила негативные отзывы. Хьюлетт позже объяснял все сокращением бюджета и плохой организацией съемок. Неудачная киноадаптация наложилась на закрытие Deadline в 1996-м году, после чего Хьюлетт отказался от дальнейшей работы с комиксом.
Панк уступил дорогу гранжу, в Британии к власти пришел Тони Блэр, мир на время устал от вечного бунта и Танкистка ушла с первых полос. Попытки Мартина возродить былое величие персонажа оказались напрасными, эпоха ушла и забрала актуальность панковатой героини с собой.