«Красный сын» Марка Миллара: обратная декоммунизация
Об этом герое рассказано достаточно, все сюжеты обыграны, все арки испробованы, никакого сюрприза не будет — Супермен всех все равно победит, потому что ничего похлеще криптонита пока что не придумали. Как этому супергерою самому не скучно на нашей планете, где человека можно убить рядовым выстрелом? Даже Warner Bros. не произносят его имя вслух, взявшись за экранизацию ориджина: «Человек из стали» — красуется на постере. Nice try, мы то знаем, что речь о парне в трико с буквой S на груди, так что не прячь красно-синюю палитру за мрачным тоном своего фирменного стиля, Зак Снайдер.
И все-таки, что делать с этим пришельцем, успевшим набить оскомину своими идеальными манерами и железными мускулами? Легкий путь — уйти к Бэтмену, конечно. Там и внутренний конфликт, и психологические травмы и шаткие моральные принципы. В конце концов, там есть всегда непредсказуемый Джокер. Но мы не ищем легких путей, тем более что Марк Миллар решил эту проблему еще в 2003 году, создав «Красного сына». Если бы вам пришлось выбрать один-единственный комикс о Супермене, который стоит прочесть, это определенно он. И вовсе не потому, что здесь по сюжету Кал-Эл вырос в украинском селе. Хотя, что скрывать, Супермен-земляк — звучит приятно.
Забудьте про ферму в Канзасе, журналистский пост в «Дейли Плэнет» и борьбу за вечные американские ценности. В «Красном сыне» корабль с маленьким Кал-Элом на борту садится на Земле двенадцатью часами позже, чем в оригинале. Так что малыш со сверхспособностями становится приемным ребенком в семье украинских колхозников. Как только таланты пришельца начинают проявляться, о нем узнает верхушка власти. Повзрослев, Супермен становится протеже Сталина, который видит в нем образцового преемника на посту вождя СССР и идеальное оружие в конфликте с Западом. Американцы охвачены паникой, а единственной надеждой становится гениальный ученый Лекс Лютор, для которого теперь победить Супермена — цель жизни. Никой гонки ядерного вооружения, теперь Холодная война — это гонка суперспособностей.
Миллар задумал сюжет «Красного сына» еще в детстве. Как рассказал сам автор, на подобные мысли его натолкнуло чтение выпуска Superman № 300 в шесть лет. По сюжету, ракета Супермена оказалась в нейтральных водах между США и СССР. Обе стороны стремились получить ребенка со сверхспособностями. Так что перед нами альтернативный взгляд на всем давно знакомую историю, классическое «а если бы…».
Старт работы начался в 1995 году, а выпустить комикс удалось лишь спустя 8 лет — в DC Comics под импринтом Elseworlds. До конца разобраться, в какой же вселенной образовалась эта сюжетная арка, сложно, и если честно, вовсе не обязательно. Все что вам нужно знать — «Красный сын» входит в состав Мультивселенной DC и совершенно не требует ознакомления с предыдущими комиксами о Супермене.
Стоит признать смелость Миллара в работе с таким сюжетом — Человек из стали исповедует коммунистические идеалы, Лекс Лютор спасает экономику США, а Бэтмен в шапке-ушанке инициирует теракты. Но не забывайте, что перед нами автор, который с треском рассорил между собой Мстителей («Гражданская война») и отдал власть над постапокалиптической Америкой суперзлодеям («Старик Логан»). Измываться над классическими комиксными арками — хобби, а может даже миссия Марка Миллара.
Конечно же, от «Красного сына» прежде всего ждешь китча в духе «медведи-балалайки, Сталин со зловещими усами и криптонец верхом на танке с красной звездой». Вот только альтернативная, советская история Супермена оказывается тонким исследованием понятия абсолютной власти. Перед нами сверхчеловек — индивид, возвышающийся над остальными. Он искренне стремится сделать мир идеальным, печется о судьбе каждого. Супермен вроде бы и дипломат, однако непримиримые взгляды на идеологию противников не дают ему покоя.
Сильная позиция героя в красном плаще идеально ложится в сеттинг СССР. Теперь криптонец борется за социализм и международную экспансию Варшавского договора, потому что свято верит в то, что помогает людям. Став вождем народа, он образцово реализует метафору «Большого Брата» — все видит и все слышит. Как легко, оказывается, можно превратиться в деспота, стерев границы добра и зла, если следовать своим железными принципам, которые сделали Супермена национальным сокровищем в США.
Некоторый гротеск этой истории все же присущ. Впрочем, Миллар, кажется, осознанно выбрал такой тон, который в «Красном сыне» выступает как рабочий инструмент истории. В этом ему помогает рисунок Эндрю Робинсона и Вальдена Вонга, чей стиль отсылает к «золотому» периоду комикс-индустрии. Графические оммажи классическим сюжетам «Супермена» — отдельное удовольствие для гиков. Атмосфера паранойи, доносы и диссиденты вроде бы поданы как визуальный китч, но подлинность такой картины для СССР в 50-х не оспоришь.
В работе с персонажами Миллар умудряется придерживаться канона, поместив их в абсолютно другую среду обитания. Кал-Эл все так же самоотвержен, преисполнен благих намерений и готов в любой момент прийти на помощь людям. Однако именно он (а не Сталин) — инициатор небывалой для СССР тирании. Брюс Уэйн здесь вовсе не наследник богатой семьи, а сын советских диссидентов, которых расстреляли агенты КГБ. Так что перед нами одержимый местью Бэтмен-анархист, чья конфронтация с обществом заиграла новыми красками. Здесь же вы встретите Лоис Лэйн в неожиданном статусе, Чудо-женщину и даже Зеленого фонаря.
Как результат, явных антагонистов у Миллара, конечно же, нет, что делает этот комикс многоуровневым и очень оригинальным высказыванием на очевидную в контексте Супермена тему — каково быть богоподобным существом на планете, где жизнь настолько хрупка?