Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Жизнь страшнее кино: чем вдохновлялись создатели «Рассказа служанки»

Следующая остановка – Республика Гилеад

Женское обрезание, казни, тотальная потеря репродуктивных прав и рабская служба в незнакомой семье. Несмотря на весь ужас происходящего на экране, эмоциональный удар от сериала «Рассказ служанки» немного смягчает то, что перед нами антиутопия, доведенная до гротеска картина авторитаризма, невозможная в реальности. Но что, если автор романа-первоисточника Маргарет Этвуд (а позже – шоураннеры сериала) вдохновлялась не только плодами собственного воображения, но и вполне реальными событиями? Что, если Гилеад ближе, чем нам кажется? К выходу второго сезона 25 апреля, предлагаем вспомнить исторические события, нашедшие отголосок в мире «Рассказа служанки».  

Дети в плену государства

В мире «Рассказа служанки» лишь часть женского населения осталась фертильной и теперь вынуждена вынашивать детей бесплодных, но влиятельных семейных пар. Ежемесячное изнасилование плохо само по себе, но еще больше усиливает травму от происходящего то, что у младенцев буквально забирают у только что родивших матерей. Ни о каком общении с малышами и речи не идет – они считаются детьми пары, которой «принадлежит» служанка, а все ее материнство сводится исключительно к репродуктивной функции.

Сложно поверить, что подобные практики существуют не на телеэкранах, а в настоящей жизни, но так, к сожалению, и есть. В семидесятых годах австралийское правительство вполне законно забирало младенцев-аборигенов и помещало их в интернаты или отдавало семьям белых людей. Тем же самым занималось и правительтво Соединенных Штатов вплоть до начала восьмидесятых – чтобы «ассимилировать» детей коренных американцев, их насильно забирали у родителей и отдавали в белые семьи.

Дети австралийских аборигенов в приюте

Порой такую чудовищную политику проводили не с целью «смешать» этнически неоднородное население, а чтобы наказать «падших» женщин. В так называемых ирландских «приютах Магдалины», существовавших с середины 18 и до конца 20 века, незамужних беременных девушек заставляли выполнять тяжелую физическую работу, чтобы «расплатиться» с Католической церковью. Когда женщины рожали, их младенцев забирали и отдавали в приемные семьи, так как сами матери считались слишком аморальными, чтобы достойно воспитать ребенка. Недавно подобный случай произошел в России: правительство насильно забрало у женщины двух детей после того, как та сделала мастэктомию — операцию по удалению молочных желёз.

Женское обрезание

Пожалуй, один из самых шокирующих моментов в первом сезоне «Рассказа служанки» – сцена, когда подругу главной героини подвергают обрезанию в качестве наказания за ее сексуальную ориентацию.

В 2013 году ЮНИСЕФ озвучила информацию, что более 125 миллионов женщин во всем мире подверглись процедуре, которая направлена на то, чтобы половые органы исполняли исключительно детородную функцию. Обычно операция состоит в удалении клитора или части половых губ и проводится без анестезии.

В отличие от сериала, в настоящей жизни подобные операции даже не служат наказанием – им часто подвергаются девушки, чьи родители исповедуют консервативные мусульманские взгляды. Порой практика даже поддерживается лидерами религиозных общин – в 2016 году муфтий Северного Кавказа заявил, что считает женское обрезание полезной и нужной операцией, которая избавляет девушек от «излишней сексуальности». Стоит помнить, что в самом Коране не предписывается обрезание женщин.

Антифеминистки на страже традиций

Патриархальный режим Гилеада в сериале не сформировался благодаря одним лишь мужчинам – среди учредителей строгого государства были и женщины. Одной из самых рьяных защитниц традиционного строя является Сирена Джой (Ивонна Страховски), в прошлом помогавшая построить Республику. До утверждения режима Сирена проводила лекции о женском предназначении и была довольно известной писательницей, отстаивавшей “естественные роли полов”. Когда же мизогинные фантазии воплотились в реальность, антифеминистка поплатилась свободой и, вероятно, даже начала немного сомневаться в правильности своих взглядов.

Образ Сирены частично навеян биографией консервативной активистки Филлис Шлафли, выступавшей против эмансипации женщин. Как и героиня сериала, Шлафли написала множество эссе о вреде феминизма и защищала традиционное распределение гендерных ролей. Более того – у нее тоже появились причины сожалеть о своей позиции. Когда правозащитница позже баллотировалась на должность президента Национальной Женской Федерации США, ее раскритиковали за то, что она идет в политику, а не уделяет время своим детям.

Филлис Шлафли

Хрустальная ночь и желтые повязки

Когда фанаты сериала сравнивают его с действительностью, самым неправдоподобным аспектом кажется скорость, с которой либеральное общество превратилось в тоталитарный режим. Женская часть населения буквально за одну ночь потеряла возможность обладать банковскими счетами, право работать наравне с мужчинами и управлять компаниями. Казалось бы, как может огромная группа граждан так быстро потерять все права? К сожалению, история знает подобные случаи: в ночь на десятое ноября 1938 года по всей нацистской Германии и части Австрии прошла волна кровавых скоординированных погромов, которую позже прозвали «Хрустальной ночью» или «Ночью разбитых витрин». На следующее утро оказалось, что евреи в Германии уже не могут находиться на улице после комендантского часа, не имеют права обладать собственными компаниями и вообще лишены гражданских свобод. На этом параллели с нацистской Германией не заканчиваются: если тогда маркером «второсортного» человека были желтые повязки со Звездой Давида, то теперь статус женщины измеряется цветом ее одежды.

Более недавний случай – молниеносная смена политического режима в Иране в 1979 году, когда страна буквально за несколько месяцев стала фундаменталистской республикой. Кстати, одним из последствий смены режима для женщин стало обязательное ношение хиджаба.

Погром во время Хрустальной ночи
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Суд в Салеме

Охота на ведьм и криминализация абортов

Создавая роман-первоисточник, Маргарет Этвуд внимательно изучала историю самой знаменитой охоты за ведьмами в истории – судебного процесса над салемскими ведьмами, проходившего в Новой Англии в 1692-1693 годах. По словам писательницы, больше всего ее поражало в этом жутком случае то, что осуждающие безвинных женщин не питали злого умысла, а действительно боялись за свою общину и верили в необходимость «очищения» городка. Примечательно, что Этвуд проводит параллели между событиями в Салеме и консервативной политикой Дональда Трампа. По ее мнению, история циклична, и пуританские предрассудки никогда не исчезают с лица земли на совсем.

Еще одно пугающее историческое событие, вдохновившее Этвуд – попытка румынского правительства искоренить аборты в 1966 году. Чтобы поднять рождаемость в стране, президент Николае Чаушеску запретил контрацептивы и аборты и приказал каждой румынской женщине как можно скорее родить пятерых детей. Очевидно абсурдный указ выполнялся не менее бесчеловечными методами: секретная полиция караулила в больницах, женщин заставляли ежемесячно показываться гинекологам, а бездетных граждан штрафовали. Население страны действительно начало увеличиваться, но цена была страшной: тысячи женщин погибли от незаконных абортов, а показатели младенческой смерти стали самыми высокими в Европе. Бедные пары не могли себе позволить быть оштрафованным за недостаточное количество детей, но и денег на содержание большой семьи у них не было. В результате политики Чаушеску близко 100.000 младенцев оказались в детдомах с отвратительными условиями, где часть из них и погибла.