Жизнь страшнее кино: чем вдохновлялись создатели «Рассказа служанки»
Женское обрезание, казни, тотальная потеря репродуктивных прав и рабская служба в незнакомой семье. Несмотря на весь ужас происходящего на экране, эмоциональный удар от сериала «Рассказ служанки» немного смягчает то, что перед нами антиутопия, доведенная до гротеска картина авторитаризма, невозможная в реальности. Но что, если автор романа-первоисточника Маргарет Этвуд (а позже – шоураннеры сериала) вдохновлялась не только плодами собственного воображения, но и вполне реальными событиями? Что, если Гилеад ближе, чем нам кажется? К выходу второго сезона 25 апреля, предлагаем вспомнить исторические события, нашедшие отголосок в мире «Рассказа служанки».
Дети в плену государства
В мире «Рассказа служанки» лишь часть женского населения осталась фертильной и теперь вынуждена вынашивать детей бесплодных, но влиятельных семейных пар. Ежемесячное изнасилование плохо само по себе, но еще больше усиливает травму от происходящего то, что у младенцев буквально забирают у только что родивших матерей. Ни о каком общении с малышами и речи не идет – они считаются детьми пары, которой «принадлежит» служанка, а все ее материнство сводится исключительно к репродуктивной функции.
Сложно поверить, что подобные практики существуют не на телеэкранах, а в настоящей жизни, но так, к сожалению, и есть. В семидесятых годах австралийское правительство вполне законно забирало младенцев-аборигенов и помещало их в интернаты или отдавало семьям белых людей. Тем же самым занималось и правительтво Соединенных Штатов вплоть до начала восьмидесятых – чтобы «ассимилировать» детей коренных американцев, их насильно забирали у родителей и отдавали в белые семьи.
Порой такую чудовищную политику проводили не с целью «смешать» этнически неоднородное население, а чтобы наказать «падших» женщин. В так называемых ирландских «приютах Магдалины», существовавших с середины 18 и до конца 20 века, незамужних беременных девушек заставляли выполнять тяжелую физическую работу, чтобы «расплатиться» с Католической церковью. Когда женщины рожали, их младенцев забирали и отдавали в приемные семьи, так как сами матери считались слишком аморальными, чтобы достойно воспитать ребенка. Недавно подобный случай произошел в России: правительство насильно забрало у женщины двух детей после того, как та сделала мастэктомию — операцию по удалению молочных желёз.
Женское обрезание
Пожалуй, один из самых шокирующих моментов в первом сезоне «Рассказа служанки» – сцена, когда подругу главной героини подвергают обрезанию в качестве наказания за ее сексуальную ориентацию.
В 2013 году ЮНИСЕФ озвучила информацию, что более 125 миллионов женщин во всем мире подверглись процедуре, которая направлена на то, чтобы половые органы исполняли исключительно детородную функцию. Обычно операция состоит в удалении клитора или части половых губ и проводится без анестезии.
В отличие от сериала, в настоящей жизни подобные операции даже не служат наказанием – им часто подвергаются девушки, чьи родители исповедуют консервативные мусульманские взгляды. Порой практика даже поддерживается лидерами религиозных общин – в 2016 году муфтий Северного Кавказа заявил, что считает женское обрезание полезной и нужной операцией, которая избавляет девушек от «излишней сексуальности». Стоит помнить, что в самом Коране не предписывается обрезание женщин.
Антифеминистки на страже традиций
Патриархальный режим Гилеада в сериале не сформировался благодаря одним лишь мужчинам – среди учредителей строгого государства были и женщины. Одной из самых рьяных защитниц традиционного строя является Сирена Джой (Ивонна Страховски), в прошлом помогавшая построить Республику. До утверждения режима Сирена проводила лекции о женском предназначении и была довольно известной писательницей, отстаивавшей “естественные роли полов”. Когда же мизогинные фантазии воплотились в реальность, антифеминистка поплатилась свободой и, вероятно, даже начала немного сомневаться в правильности своих взглядов.
Образ Сирены частично навеян биографией консервативной активистки Филлис Шлафли, выступавшей против эмансипации женщин. Как и героиня сериала, Шлафли написала множество эссе о вреде феминизма и защищала традиционное распределение гендерных ролей. Более того – у нее тоже появились причины сожалеть о своей позиции. Когда правозащитница позже баллотировалась на должность президента Национальной Женской Федерации США, ее раскритиковали за то, что она идет в политику, а не уделяет время своим детям.
Хрустальная ночь и желтые повязки
Когда фанаты сериала сравнивают его с действительностью, самым неправдоподобным аспектом кажется скорость, с которой либеральное общество превратилось в тоталитарный режим. Женская часть населения буквально за одну ночь потеряла возможность обладать банковскими счетами, право работать наравне с мужчинами и управлять компаниями. Казалось бы, как может огромная группа граждан так быстро потерять все права? К сожалению, история знает подобные случаи: в ночь на десятое ноября 1938 года по всей нацистской Германии и части Австрии прошла волна кровавых скоординированных погромов, которую позже прозвали «Хрустальной ночью» или «Ночью разбитых витрин». На следующее утро оказалось, что евреи в Германии уже не могут находиться на улице после комендантского часа, не имеют права обладать собственными компаниями и вообще лишены гражданских свобод. На этом параллели с нацистской Германией не заканчиваются: если тогда маркером «второсортного» человека были желтые повязки со Звездой Давида, то теперь статус женщины измеряется цветом ее одежды.
Более недавний случай – молниеносная смена политического режима в Иране в 1979 году, когда страна буквально за несколько месяцев стала фундаменталистской республикой. Кстати, одним из последствий смены режима для женщин стало обязательное ношение хиджаба.
Охота на ведьм и криминализация абортов
Создавая роман-первоисточник, Маргарет Этвуд внимательно изучала историю самой знаменитой охоты за ведьмами в истории – судебного процесса над салемскими ведьмами, проходившего в Новой Англии в 1692-1693 годах. По словам писательницы, больше всего ее поражало в этом жутком случае то, что осуждающие безвинных женщин не питали злого умысла, а действительно боялись за свою общину и верили в необходимость «очищения» городка. Примечательно, что Этвуд проводит параллели между событиями в Салеме и консервативной политикой Дональда Трампа. По ее мнению, история циклична, и пуританские предрассудки никогда не исчезают с лица земли на совсем.
Еще одно пугающее историческое событие, вдохновившее Этвуд – попытка румынского правительства искоренить аборты в 1966 году. Чтобы поднять рождаемость в стране, президент Николае Чаушеску запретил контрацептивы и аборты и приказал каждой румынской женщине как можно скорее родить пятерых детей. Очевидно абсурдный указ выполнялся не менее бесчеловечными методами: секретная полиция караулила в больницах, женщин заставляли ежемесячно показываться гинекологам, а бездетных граждан штрафовали. Население страны действительно начало увеличиваться, но цена была страшной: тысячи женщин погибли от незаконных абортов, а показатели младенческой смерти стали самыми высокими в Европе. Бедные пары не могли себе позволить быть оштрафованным за недостаточное количество детей, но и денег на содержание большой семьи у них не было. В результате политики Чаушеску близко 100.000 младенцев оказались в детдомах с отвратительными условиями, где часть из них и погибла.