Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Что ты знаешь о ведьмах: шпаргалка для просмотра новой «Суспирии»

Три матери и неузнаваемая Тильда Суинтон

Пожалуй, в мире кино мало явлений с настолько плохой репутацией, как ремейки и продолжения классических хорроров. Стоит удачному ужастику собирать солидную сумму в прокате, как из него обязательно делают коммерчески успешную, но сомнительную по качеству франшизу. «Омен», «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Пятница, 13-е» – список блестящих картин, получивших менее чем достойные сиквелы (и приквелы, и ремейки, и ребуты), можно продолжать до бесконечности. И все же, если когда-то и существовал хоррор-ремейк, вызвавший у любителей классики не закатывание глаз, а искренний интерес, то это – новая «Суспирия» Луки Гуаданьино. Рассказываем, что нужно знать перед просмотром самого обсуждаемого ужастика этого года.

Неповторимый оригинал

Если вы не знакомы с оригинальной «Суспирией», но читали о сюжете картины Гуадиньино (или видели трейлер), то первоисточник наверняка кажется вам хмурым фильмом о мрачной школе, полной загадок. Вы правы лишь наполовину – в фильме Дарио Ардженто хватает мистики и убийств, но сама лента необычайно красочная и психоделическая. Дело в том, что Ардженто был одним из самых ярких режиссеров, работавших в поджанре джалло – итальянской разновидности фильмов ужаса, для которой были характерны экстравагантные герои (обычно – облаченные в ультрамодные наряды) и необычные локации.

«Суспирия» (1977) рассказывает о молодой американской балерине Сьюзан (Джессика Харпер), которая приезжает в элитную европейскую танцевальную школу, но вскоре понимает, что на территории учебного заведения происходит что-то загадочное и жуткое. В отличие от большинства фильмов джалло, эта картина Ардженто наполнена мистикой, а злодеем выступает не традиционный маньяк в кожаных перчатках, а загадочная ведьма. К слову, ведьмы наверняка окажутся важными героями ремейка, поэтому о них мы поговорим отдельно.

Не совсем ремейк

Тильда Суинтон в интервью регулярно подчеркивает, что «Суспирия» Гуадиньино – не ремейк, а «кавер-версия» – фильм со схожей мелодией, но совершенно неузнаваемым исполнением. Основы истории все те же – тут тоже есть американка (в этот раз ее сыграла Дакота Джонсон), которая отправляется на обучение в престижную балетную школу, где периодически пропадают студентки. Но даже по трейлерам ленты понятно, что у новой ленты будет совершенно другая тональность – вместо ярких цветов, зрителю обещают приглушенную цветовую гамму. Сравнивая «Суспирию» со всей предыдущей работой, Лука рассказывает, что «Зови меня своим именем» – летний и теплый фильм, а хоррор о танцовщицах – мрачное олицетворение зимы. Кстати, Гуадиньино – не первый режиссер, планировавший переснять культовую работу Ардженто. В 2008 году сообщалось, что над ремейком «Суспирии» трудится Дэвид Гордон Грин, а главную роль должна исполнить Изабель Юппер. В итоге этот проект так и не взлетел, зато Грин снял продолжение еще одного классического ужастика – «Хэллоуина» Джона Карпентера.

Помимо яркого визуального ряда, картина Ардженто примечательна еще и необычным саундтреком – музыку к фильму записала прог-рок группа Goblins, а основная тема до сих пор считается одной из самых пугающих в истории кино. Гуадиньино поручил роль композитора Тому Йорку, и это – один из немногих случаев, когда музыку к хоррору написал всемирно знаменитый рок-музыкант.

Три матери

«Три матери, три бога, три дьявола. Мать Тенебрариум, мать Лахримарум и мать Суспириорум. Мрак, слезы и стоны», – говорит доктор Йозеф Клемперер в трейлере новой «Суспирии». Если вы не очень увлекаетесь творчеством Дарио Ардженто, то эти имена вряд-ли прояснили сюжет фильма, но фанаты джалло наверняка возрадовались упоминанию старых героев. Дело в том, что старая «Суспирия» – первый фильм из трилогии «Три матери» (дальше следовали «Инферно» и «Мать слез»), в которой режиссер выстраивает свой оккультный метасюжет. Замысел Ардженто вдохновлен сборником «Воздыхания из глубины души» британского эссеиста Томаса де Квинси, который режиссер прочитал во время путешествия по Европе. В одном из рассказов де Квинси вводит термин «Наши Дамы Страдания», которым описывает абстрактные олицетворения человеческой боли. Ардженто превратил эти антропоморфные репрезентации страдания в полноценных персонажей, которые служат антагонистами в его трилогии.

Мать Суспириум (также известна как Елена Марконс) – основательница балетной школы во Фрейбурге, которая сфальсифицировала свою смерть и долго жила в катакомбах под зданием, тайно управляя учебным заведениям с помощью своих учеников и помощников, пока ее не убили в «Суспирии».

Чтобы понять всю масштабность идеи Ардженто, лучше всего начать с «Инферно» (1979) – второй части трилогии. Тут впервые появляется книга «Три матери», которую якобы написал алхимик и архитектор, лично повидавший каждую из этих жестоких ведьм. В «Инферно» мы узнаем о том, что «матери» живут во Фрайбурге, Риме и Нью-Йорке и влияют на ход истории, искушая невинных и убивая ради удовольствия. В этой ленте главной антагонисткой служит мать Тенебрариум, которая прикидывается невинной медсестрой, но картина также примечательная первым появлением самой молодой, прекрасной и могущественной из ведьм, матери Лахримарум.

Загадочный доктор Клемперер

Пусть Лука Гуаданьино – не такой фанат мистики, как его предшественник, режиссер тоже умудрился запутать фанатов и журналистов. Дело в том, что Тильда Суинтон сыграла не только директрису танцевальной школы, но и пожилого немецкого психоаналитика доктора Йозефа Клемперера (а по слухам – еще и третью, пока не названную роль). Вот только все участники съемочного процесса до последнего настаивали на том, что образ врача достался малоизвестному актеру Лутцу Эберсдорфу, а Тильда тут ни при чем. У Эберсдорфа даже появилась страничка на IMDb, а во время пресс-конференций весь каст фильма уверял журналистов в том, что регулярно видели пожилого актера и Суинтон в одной комнате.

В итоге, конечно, Тильда созналась, что сыграла Клемперера, но до сих пор непонятно, зачем Гуаданьино решил так разыграть журналистов и зрителей. Возможно, роль психоаналитика окажется более важной для истории, чем можно было догадаться по синопсису ленты, но это мы узнаем только 22 ноября, когда «Суспирия» выйдет на экраны.