Что ты знаешь о ведьмах: шпаргалка для просмотра новой «Суспирии»

Пожалуй, в мире кино мало явлений с настолько плохой репутацией, как ремейки и продолжения классических хорроров. Стоит удачному ужастику собирать солидную сумму в прокате, как из него обязательно делают коммерчески успешную, но сомнительную по качеству франшизу. «Омен», «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Пятница, 13-е» – список блестящих картин, получивших менее чем достойные сиквелы (и приквелы, и ремейки, и ребуты), можно продолжать до бесконечности. И все же, если когда-то и существовал хоррор-ремейк, вызвавший у любителей классики не закатывание глаз, а искренний интерес, то это – новая «Суспирия» Луки Гуаданьино. Рассказываем, что нужно знать перед просмотром самого обсуждаемого ужастика этого года.

Неповторимый оригинал

Если вы не знакомы с оригинальной «Суспирией», но читали о сюжете картины Гуадиньино (или видели трейлер), то первоисточник наверняка кажется вам хмурым фильмом о мрачной школе, полной загадок. Вы правы лишь наполовину – в фильме Дарио Ардженто хватает мистики и убийств, но сама лента необычайно красочная и психоделическая. Дело в том, что Ардженто был одним из самых ярких режиссеров, работавших в поджанре джалло – итальянской разновидности фильмов ужаса, для которой были характерны экстравагантные герои (обычно – облаченные в ультрамодные наряды) и необычные локации.

«Суспирия» (1977) рассказывает о молодой американской балерине Сьюзан (Джессика Харпер), которая приезжает в элитную европейскую танцевальную школу, но вскоре понимает, что на территории учебного заведения происходит что-то загадочное и жуткое. В отличие от большинства фильмов джалло, эта картина Ардженто наполнена мистикой, а злодеем выступает не традиционный маньяк в кожаных перчатках, а загадочная ведьма. К слову, ведьмы наверняка окажутся важными героями ремейка, поэтому о них мы поговорим отдельно.

Не совсем ремейк

Тильда Суинтон в интервью регулярно подчеркивает, что «Суспирия» Гуадиньино – не ремейк, а «кавер-версия» – фильм со схожей мелодией, но совершенно неузнаваемым исполнением. Основы истории все те же – тут тоже есть американка (в этот раз ее сыграла Дакота Джонсон), которая отправляется на обучение в престижную балетную школу, где периодически пропадают студентки. Но даже по трейлерам ленты понятно, что у новой ленты будет совершенно другая тональность – вместо ярких цветов, зрителю обещают приглушенную цветовую гамму. Сравнивая «Суспирию» со всей предыдущей работой, Лука рассказывает, что «Зови меня своим именем» – летний и теплый фильм, а хоррор о танцовщицах – мрачное олицетворение зимы. Кстати, Гуадиньино – не первый режиссер, планировавший переснять культовую работу Ардженто. В 2008 году сообщалось, что над ремейком «Суспирии» трудится Дэвид Гордон Грин, а главную роль должна исполнить Изабель Юппер. В итоге этот проект так и не взлетел, зато Грин снял продолжение еще одного классического ужастика – «Хэллоуина» Джона Карпентера.

Помимо яркого визуального ряда, картина Ардженто примечательна еще и необычным саундтреком – музыку к фильму записала прог-рок группа Goblins, а основная тема до сих пор считается одной из самых пугающих в истории кино. Гуадиньино поручил роль композитора Тому Йорку, и это – один из немногих случаев, когда музыку к хоррору написал всемирно знаменитый рок-музыкант.

Три матери

«Три матери, три бога, три дьявола. Мать Тенебрариум, мать Лахримарум и мать Суспириорум. Мрак, слезы и стоны», – говорит доктор Йозеф Клемперер в трейлере новой «Суспирии». Если вы не очень увлекаетесь творчеством Дарио Ардженто, то эти имена вряд-ли прояснили сюжет фильма, но фанаты джалло наверняка возрадовались упоминанию старых героев. Дело в том, что старая «Суспирия» – первый фильм из трилогии «Три матери» (дальше следовали «Инферно» и «Мать слез»), в которой режиссер выстраивает свой оккультный метасюжет. Замысел Ардженто вдохновлен сборником «Воздыхания из глубины души» британского эссеиста Томаса де Квинси, который режиссер прочитал во время путешествия по Европе. В одном из рассказов де Квинси вводит термин «Наши Дамы Страдания», которым описывает абстрактные олицетворения человеческой боли. Ардженто превратил эти антропоморфные репрезентации страдания в полноценных персонажей, которые служат антагонистами в его трилогии.

Мать Суспириум (также известна как Елена Марконс) – основательница балетной школы во Фрейбурге, которая сфальсифицировала свою смерть и долго жила в катакомбах под зданием, тайно управляя учебным заведениям с помощью своих учеников и помощников, пока ее не убили в «Суспирии».

Чтобы понять всю масштабность идеи Ардженто, лучше всего начать с «Инферно» (1979) – второй части трилогии. Тут впервые появляется книга «Три матери», которую якобы написал алхимик и архитектор, лично повидавший каждую из этих жестоких ведьм. В «Инферно» мы узнаем о том, что «матери» живут во Фрайбурге, Риме и Нью-Йорке и влияют на ход истории, искушая невинных и убивая ради удовольствия. В этой ленте главной антагонисткой служит мать Тенебрариум, которая прикидывается невинной медсестрой, но картина также примечательная первым появлением самой молодой, прекрасной и могущественной из ведьм, матери Лахримарум.

Загадочный доктор Клемперер

Пусть Лука Гуаданьино – не такой фанат мистики, как его предшественник, режиссер тоже умудрился запутать фанатов и журналистов. Дело в том, что Тильда Суинтон сыграла не только директрису танцевальной школы, но и пожилого немецкого психоаналитика доктора Йозефа Клемперера (а по слухам – еще и третью, пока не названную роль). Вот только все участники съемочного процесса до последнего настаивали на том, что образ врача достался малоизвестному актеру Лутцу Эберсдорфу, а Тильда тут ни при чем. У Эберсдорфа даже появилась страничка на IMDb, а во время пресс-конференций весь каст фильма уверял журналистов в том, что регулярно видели пожилого актера и Суинтон в одной комнате.

В итоге, конечно, Тильда созналась, что сыграла Клемперера, но до сих пор непонятно, зачем Гуаданьино решил так разыграть журналистов и зрителей. Возможно, роль психоаналитика окажется более важной для истории, чем можно было догадаться по синопсису ленты, но это мы узнаем только 22 ноября, когда «Суспирия» выйдет на экраны.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: