Феномен «Джона Уика» и при чем здесь ультранасилие

На этой неделе в прокате стартовал «Джон Уик 2» — продолжение боевика, вернувшего Киану Ривза в жанр экшн-фильма. Во многом «Джон Уик» запомнился не только зрелищным ультранасилием, но и способностью доставать из пыльного прошлого приемы боевиков категории Б, не выглядя при этом смешно.
Казалось бы, использованный в «Джоне Уике» прием «оправданного насилия» уже давно вывернут наизнанку и переосмыслен такими авторами, как Мартин Скорсезе, Николас Виндинг Рефн или Дэвид Кроненберг. Что в таком случае делает «Джона Уика» примечательным на фоне других работ в ограниченном жанре «боевик»?
Во-первых, картина совершенно точно дает ощущение своей собственной проработанной вселенной, а значит — своей собственной мифологии. Любой боевик в своем прямолинейном месседже опирается на узнаваемые образы повседневной жизни. Главный герой носит привычную белую футболку, он может устроить перестрелку в типичной закусочной или слушать в машине любимый хит Тома Джонса. Такие мелкие детали, не требующие объяснения, делают сеттинг фильма объемным и достоверным.


Динамика достигается благодаря действию, а не быстрой смены планов, как это зачастую бывает в фильмах этого жанра.
Одной из причин успеха «Джона Уика» называют сознательную установку на ультранасилие. Раньше, чтобы привлечь побольше аудитории и оправдать свой рейтинг PG-13, крутые парни оглушали противника нажатием на сонную артерию. Джон Уик не тратит силы зря и палит в негодяев в упор. Количество застреленных в голову здесь зашкаливает. Тем не менее, назвать Уика ленивым киллером никак не выходит. Фильм, поставленный парой ветеранов каскадерской профессии Чадом Стахелски и Дэвидом Лейтчем, переполнен крутыми экшен-сценами. Броски и удары чередуются с выстрелами, и все на общих планах, чтобы раскрыть талант Киану Ривза, как настоящего мастера «gun-fu» (боевое искусство с использованием стрелкового оружия).
Динамика достигается благодаря действию, а не быстрой смены планов, как это зачастую бывает в фильмах этого жанра. В «Джоне Уике» практически нет трясущейся камеры, которая обычно добавляет боевикам адреналина. Таким образом — это невероятно профессиональное кино в пределах экшн.


В некотором смысле Джона Уика как киллера и как отчаявшегося человека, потерявшего все, пьянит вкус крови. А любовь зрителя к изобретательному насилию, во-первых, приравнивает его к герою фильма, во-вторых, заставляет создателей постоянно повышать планку зрелищности, как следствие постоянного развития жанра.
Многим покажется, что Джон Уик — это всего лишь «шутер от третьего лица», за которым интересно следить только для того, чтобы посчитать количество жертв. К слову, это уже успели сделать, на счету у Джона Уика 88 жертв, а соотношение убийств и хронометража равно приблизительно одному телу в минуту. Впрочем это не делает фильм лидером среди «убийственного кино».
В некотором смысле Джона Уика как киллера и как отчаявшегося человека, потерявшего все, пьянит вкус крови.
Примечательно, что ультранасилие — это вовсе не о количестве трупов в фильме, а скорее о гипертрофированной эстетизации убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Вот вам наглядный пример того, как «body count», то есть количество убитых, не имеет ничего общего с ультранасилием. Британский сервис Go Compare, которые позволяет сравнить финансовые показатели, составил рейтинг картин с самым большим количеством экранных смертей (Альдераан не подойдет). В первую тройку вошли фильмы с рейтингом PG-13 — развлекательные «Стражи галактики» (2014) , пытающийся быть серьезным «Дракула» (2014) и очень политизированная «Цена страха» (2002). Самое интересное, что «Джон Уик» на 390 позиции. Туше.