Эта безумная «Дюна»: вспоминаем дикие планы Алехандро Ходоровски

Пока Дени Вильнев каждую неделю удивляет всех своими кастинг-решениями, а по Голливуду уже пошла байка о том, что неосторожный выход за смузи может превратиться в подпись контракта о съемках в «Дюне», мы решили напомнить, что киноадаптация экранизации Герберта никогда не были банальностью. Так как новая команда начала съемки, самое время рассказать о безумии Алехандро Ходоровски и его взглядах на ленту.

Так как многие, надеемся, уже видели наш материал о касте перезапуска, мы частично воспользуемся привычным форматом для этой статьи.

Иллюстрация Мебиуса
Иллюстрация Ганса Гигера
Иллюстрация Криса Фосса

Задумка

По легенде, Ходоровски не читал «Дюну» и не планировал ее снимать. В 1974 году, когда режиссер был на гребне славы после «Крота» и «Священной горы», ему позвонил продюсер Мишель Сейду с предложением помочь в работе с любым фильмом. Постановщик неожиданно даже для себя высказался о желании экранизировать именно роман Герберта, хотя до этого слышал о нем только от друзей. Позже он сам заявлял, что не знает, почему решил делать именно «Дюну». Но цели у Алехандро были заоблачные — чилиец порывался снять картину, которая напоминала бы эффект ЛСД и полностью поменяла восприятие зрителей.

После знакомства с книгой, амбиции Ходоровски разрослись до галактических масштабов. Вселенная ему благоволила — работая над сценарием, постановщик зашел к своему агенту и встретил там Жана Жиро, более известного как Мебиус. Один из самых влиятельных в истории иллюстраторов заразился идеями режиссера и сел за раскадровки. Всего во время работы над проектом он успел сделать более трех тысяч иллюстраций. К слову, Жиро активно помогали Крис Фосс и Ганс Гигер. Последний — тот самый создатель визуальной стилистики «Чужого». Его рисунки Ходоровски заметил на столе у Сальвадора Дали (о нем ниже).

Так как проект потребовал невероятных спецэффектов (напомним, дело происходило за три года до «Звездных войн», ставших прорывом), Алехандро решил взять в проект коллегу Стэнли Кубрика Дугласа Трамбалле, отвечавшего за визуальную составляющую «Космической одиссеи». Правда при встрече специалист разочаровал Ходоровски своей «техничностью». По словам режиссера, собеседник не оказался «духовным человеком», так что от его услуг было решено отказаться. Вселенная, следуя какому-то своему плану, опять помогла постановщику — он случайно попал на сеанс «Темной звезды» Джона Карпентера, впечатлился картинкой и быстро нашел общий язык с создателем эффектов, Дэном О’Бэнноном. Говорят, помогла особая марихуана.

Так как по задуму каждая планета должна была звучать иначе, Ходоровски решил пригласить музыкальные группы для участия в фильме. Выбор пал на Pink Floyd, только что выпустивших Dark Side Of The Moon, которые согласились озвучить Каладан — родину герцога Лето, и французов Magma, которым достался Арракис.

Идеи режиссера становились все безумнее — постановщик не собирался придерживаться первоисточника и считал это правильным. Как говорил сам Ходоровски, он насиловал Фрэнка Герберта, но с любовью. Для него «Дюна» стала центром мира — он окончательно помешался на работе и даже заявлял, что готов отрезать себе руки, если понадобиться.

Пол Атрейдес

Исполнитель роли: Бронтис Ходоровски

В главной роли режиссер видел только своего сына, которому сразу нанял тренеров. Те должны были обучать его всем техникам, известным Полу Атрейдесу. Короче говоря, Ходоровски пытался превратить мальчика в книжного персонажа всеми способами, включая даже «расширение сознания». Хотя последнее, к счастью, никем не подтверждено.

Леди Джессика

Исполнитель роли: Шарлотта Рэмплинг

Актриса отказала режиссеру, но все же сыграет в «Дюне» сейчас. Ей досталась роль верховной жрицы Бене-Гессерит (Ходоровски отдал эту роль Глории Свенсон).

Владимир Харконнен

Исполнитель роли: Орсон Уэллс

Алехандро пригласил на роль легендарного актера и режиссера не просто так. Уэллс был известен заносчивым и мерзким характером, да еще и очень растолстел — вылитый барон Харконнен. Встреча произошла в дорогом парижском ресторане, а для того, чтобы получить Орсона в проект, Ходоровски даже пообещал тому нанять на съемки шеф-повара, чтобы исполнитель не ограничивал себя в питании.

Фейд-Раута

Исполнитель роли: Мик Джаггер

Режиссер очень хотел заполучить для проекта солиста «роллингов», не важно на какую роль. Правда только встретиться с Джаггером тогда было чрезвычайно сложно. В очередной раз вмешалась вселенная — Алехандро случайно столкнулся с Миком в Париже, предложил ему роль в своем фильме и тот согласился. Все просто.

Герцог Лето Атрейдес

Исполнитель роли: Дэвид Кэррадайн

Не знаем, чего вдруг постановщика заинтересовал именно Кэррадайн, а не какой-то Берт Рейнольдс, но актера на роль утвердили. Если вы никак не можете вспомнить, где же вы могли его видеть, то именно он сыграл Билла в дилогии у Квентина Тарантино «Убить Билла».

Питер де Врис

Исполнитель роли: Удо Кир

Наверное, самая загадочная история из всех. Ходоровски познакомился с актером на студии Уорхола и уговорил его сыграть ментата. Почему постановщик не предложил роль самому Энди Уорхолу? Ответов на этот вопрос ни у кого нет.

Падишах-император Шаддам IV

Исполнитель роли: Сальвадор Дали

Вы же не думаете, что эта история простая как дверь? Алехандро поселился в нью-йоркском «Сент-Реджис», так как знал, что сюрреалист останавливается только там и послал Дали записку на странице из книги про Таро, выбрав карту «Повешенный». Сальвадор ответил только в Париже, пригласив режиссера на аудиенцию. Кроме приветствия, по слухам, она состояла из трех фраз:

— Мы с Пикассо всегда на пляже находим часы…
— А я их там вечно теряю!
— Жду вас в Барселоне.

Дали все же согласился на съемки по настоянию своей музы Аманды Лир. Правда потребовал самый высокий гонорар среди всех. Ходоровски предложил 100 тысяч долларов за минуту и получил согласие. На самом деле режиссер планировал снимать художника всего две-три минуты, а в остальное время заменять муляжом, объяснив это тем, что император боится покушения. Аманда Лир получила роль дочери падишаха, принцессы Ируланы.

Финал

Безумие Ходоровски разбилось о Голливуд. Местные продюсеры отказались вкладываться в ленту: во-первых, у режиссера была скандальная слава. Во-вторых, он отказывался сокращать хронометраж, который варьировался между 12 и 20 часами. Алехандро вернулся в Париж ни с чем, а секта имени «Дюны» быстро распалась.

Идеи Мебиуса для фильма никуда не пропали, их отголоски можно увидеть в «Звездных войнах», «Флэше Гордоне», «Индиане Джонсе» и практически всех фантастических лентах последних 40 лет. Позже художник и постановщик превратили масштабные раскадровки в эпичный комикс «Инкал». Ходоровски был рад тому, что «Дюну» снял Линч, а после просмотра картины был рад еще больше — он-то думал, что проект переплюнет его идеи. В 2013 году «“Дюна” Ходоровски» все же вышла в прокат, но как документальный фильм. В другом образе ей не было суждено появиться.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: