Безумный, больной мир: как «Дарья» навсегда изменила телевидение

Анимационный сериал «Дарья» впервые вышел на экраны 21 год назад. Удивительным образом, его циничная протагонистка остается одним из самых культовых персонажей телевидения даже сейчас: модные бренды вдохновляются ее гранжевыми нарядами, а издания о поп-культуре регулярно перепечатывают списки самых жизненных цитат из сериала. Вполне естественно, что канал MTV решил вспомнить дни былой славы и создал новое отделение, которые будет заниматься ребутами классических шоу, среди которых оказалось и детище Гленна Эйхлера.

Пока MTV трудится над перезапуском, мы вспоминаем, чем же мисс Моргендорффер покорила зрителей и как может помочь им сегодня.

 

Дарья — подруга Баттхеда

Хотя о «женских» перезапусках популярных фильмов в последние несколько лет спорят особенно часто, это явление зародилось задолго до «Охотниц за приведениями» или «8 Подруг Оушена». Культовую «Дарью» тоже можно назвать «женским спин-оффом», ведь героиня изначально дебютировала в качестве второстепенного персонажа анимационного сериала «Бивис и Баттхед» и получила собственное шоу из довольно меркантильных соображений. Дело в том, что MTV страдало от нехватки женской аудитории – все шоу были ориентированы, в первую очередь, на парней. Поначалу попытки создавать контент для девушек были не совсем успешными – к примеру, канал запустил Aeon Flux — авангардное шоу о сексуальной супергероине.

Критики оценили визуальную составляющую и решительный отказ от диалогов, но сериал все еще привлекал мужскую аудиторию, ведь студенткам было сложно ассоциировать себя с неестественно красивой и всемогущей барышней в латексе. После провала этой затеи было принято решение подкупить женскую аудиторию спин-оффом об умной школьнице, которая могла спокойно противостоять сексизму Бивиса и Баттхеда и вызывала уважение у недалеких протагонистов. Ироничная Дарья уже давно нравилась фанатам шоу, а ее сольный сериал и вовсе позволил каналу сотрудничать с художницами и сценаристками, которые до этого отказывались принимать участие в подчеркнуто маскулинных проектах.

«Дарья» ещё в 1990-х стала отличным подтверждением того, что, вопреки переживаниям некоторых фанатов, персонажи «политически корректных» спин-оффов могут зажить полноценной жизнью, а шаг навстречу новой целевой аудитории часто оказывается довольно мудрым решением. Скорее всего, перезапуск шоу будет еще одним напоминанием.

Дарья в «Бивисе и Батхеде»

Дарья в «Бивисе и Батхеде»

Реалистичные подростки

Первый эпизод «Дарьи» вышел в марте 1997 года, за неделю до пилотной серии «Баффи, истребительницы вампиров» и в самый разгар популярности подростковых шоу. В отличие от большинства сериалов о школьниках, этот не напоминал взрослую мелодраму: герои обладали среднестатистической внешностью, а сюжеты чаще выстраивались вокруг проблем с учебой или глупых смертей популярных футболистов, чем любовных страданий и драматичных предательств.

Еще одна особенность истории – то, что «лузерский» круг общения Дарьи и стереотипно популярные школьники не вписываются в стандартную дихотомию героев и злодеев. Куинн, сестра протагонистки, поначалу напоминает шаблонную пустоголовую красавицу, но даже у нее есть внутренние конфликты и вполне серьезные переживания. Вместо того, чтобы антагонизировать девушку и завязывать противостояние между сестрами, шоураннеры выстраивают более сложные и жизненные отношения.

«Дарья» – один из первых подростковых сериалов, который ориентировался не только на самых старшеклассников, но и на их родителей. Можно даже сказать, что юмор в шоу был больше рассчитан на последних – его часто критиковали за его цинизм и «недетскую» мрачность. Сейчас сложно провести грань между подростковыми и «взрослыми» развлечениями: «Очень странные дела» и «33 несчастья» явно смотрят не только школьники. Скорее всего, ребут «Дарьи» будет ближе по духу людям, которые смотрели оригинал еще в 90-х, так что сценаристы смогут вовсю разойтись и озвучить более серьезные проблемы сквозь призму философии главной героини.

Расовый вопрос

За редким исключением, темнокожие персонажи даже сегодня часто либо мелькают в кадре ради разнообразной картинки, либо вписываются в стереотипный образ «дерзкой подруги», «заботливой мамаши», «расслабленного наркоторговца» или «агрессивного грубияна». «Дарья» может похвастаться двумя центральными персонажами-афроамериканцами: отличницей Джоди и капитаном футбольной команды Маком. Джоди и Мак – не маргинальные личности, а одни из самых популярных учеников школы, король и королева выпускного бала. Впрочем, они прекрасно понимают, что получили часть этих привилегий благодаря желанию руководства школы выглядеть как можно более прогрессивными.

Примечательно, что Дарья не пыталась решать проблемы Джоди и Мака и не навязывала им свое видение ситуации, а принимала тот факт, что их опыт может существенно отличаться. Кажется, это чрезвычайно актуальный посыл для времен споров о пост-правде и интерсекциональности.

Религия и феминизм

Дарья Моргендорффер – не только духовный предшественник множества феминистических телегероинь, но и олицетворение мрачного цинизма, который чаще всего ассоциируют с мужскими персонажами вроде прославленного Грегори Хауса. Угрюмая девушка – один из первых протагонистов на телевидении, открыто заявивший о своем атеизме и ненависти к традиционным американским ценностям. Вышедший во времена особо тесного переплетения поп-культуры, либеральных идей и консьюмеризма сериал до сих пор кажется глотком свежего воздуха: Дарья почти в каждой серии критикует капитализм и рассуждает о гендере, цитирует Маркса или крайне нелестно отзывается о религии. Можно ли представить, чтобы герои «Бухты Доусона» высказывали настолько смелые идеи? Вряд ли.

Бодипозитив – еще одно движение, появление которого приписывают толерантному и политически корректному обществу 2010-х. На самом деле, Дарья и Джин опередили и этот тренд на два десятилетия – девушки редко занимаются вопросом своей внешности и не пытаются соответствовать ожиданиям социума. Вместо традиционно феминных красавиц, которых мы обычно видим на экранах, главными героинями стали поклонницы гранжа, грубых ботинок, пирсингов и бесформенной одежды.

Сейчас мир находится в не менее турбулентном состоянии, чем в 1990-х, и протагонистке точно было бы о чем порассуждать. Современные сериалы чаще всего рассматривают сложные вопросы сквозь призму исторических или фантастических событий. Героиня, которая смогла бы напрямую высказаться о Трампе или массовой зависимости от социальных сетей, была бы настоящим лидером мнений.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: