«Chilling Adventures of Sabrina» Роберто Агирре-Сакаса: американская история оккультизма
Большинство из нас знают Сабрину Спелман благодаря популярному и очень милому подростковому шоу 1990-х с Мелиссой Джоан Харт в главной роли. На самом же деле, впервые юная ведьма появилась в комиксах издательства Archie Comics (да, это их истории легли в основу недавнего сериала «Ривердэйл») еще в далеких 1960-х. Большинство комиксов о Сабрине по духу напоминают тот самый сериал – это смешные, трогательные и немного наивные рассказы о приключениях веселой all-american girl, которая, среди прочего, еще и умеет колдовать.
Важное исключение – мрачная и мистическая серия Роберто Агирре-Сакаса. Ведьмы тут – буквально слуги Сатаны, Сабрина разрывается между колдовством и миром смертных, а вместо ожидаемого антуража 90-х или современности – атмосфера 60-х. Если вы давно мечтали о жутковатом, но красивом комиксе с интригующей центральной героиней, ваши мольбы услышаны.
Сабрина Спелман – дочь чародея и смертной женщины, это мы помним по сериалу. Но что произошло с родителями юной ведьмы и как она оказалась на воспитании у тетушек Хильды и Зельды? Роберто Агирре-Сакаса предлагает свою версию событий: темный маг Эдвард Спелман довел свою жену до безумия после того, как она попыталась сбежать с их крошечной дочерью. Сам Эдвард вскоре погибает при загадочных обстоятельствах, а Сабрина попадает под опеку его сестер – самоотверженных дьяволопоклонниц. С их помощью она постигает основы магии, но со взрослением приходит сложный моральный выбор: посвятить свою жизнь чародейству (а душу – Сатане) или остаться обычной девушкой. Ситуацию усложняет еще и то, что Сабрина влюблена в своего смертного одноклассника, Харви Кинкла, который ни в коем случае не должен узнать о ее истинной сущности. С каждой страницей комикс становится все угрюмей: мелькают кровавые жертвоприношения в лесу, некромантские ритуалы, каннибализм, намеки на инцест и самая печальная предыстория Салема, которую вы можете представить.
Несмотря на все это, в комиксе находится время и для смешных и трогательных моментов – пусть тети Хильда и Зельда теперь кровожадные ведьмы, они действительно пытаются наставить племянницу на истинный путь. Конечно, их понятия о морали шокируют, но приятно знать, что даже в этом страшном мире есть милые семейные отношения. Кот Салем тоже почти не изменился со времен ситкома – он все еще саркастично шутит, много ест и вспоминает о днях былой славы.
Главное отличие комикса Агирре-Сакаса от большинства хоррор-комиксов – то, что протагонистку сложно назвать жертвой обстоятельств или даже персонажем, с которым хотелось бы познакомиться. Сабрина – сложная и многогранная личность, регулярно проявляющая жестокость по отношению к одноклассникам, манипулирующая окружающими и не брезгующая черной магией. Иными словами – она делает все то, что ее тезка из сериала точно бы сочла просто отвратительным. В то же время, желание девушки вписаться в коллектив и быть «нормальной» – чувство, наверняка знакомое каждому читателю. В этом плане комикс отсылает к старым ужастикам вроде «Ребенка Розмари», где понятия зла и добра часто переплетались, вызывая у зрителя еще большее ощущение психологического дискомфорта. «Сабрина» служит удачной метафорой взросления и того, как мы буквально за пару ночей можем превратиться в непонятных самим себе людей.
Зловещая, но притягательная атмосфера комикса подчеркивается олдскульным и мрачным рисунком Роберта Хака. Большинство страниц выполнены в минималистичной темной стилистике, но эта угрюмость ловко разбавляется эффектными вкраплениями акварельного цвета (не буду врать – чаще всего это кровавый красный).
Комикс Агирре-Сакаса нельзя назвать идеальным (не самая оригинальная антагонистка немного разочаровывает), но он довольно близко приближается к золотому стандарту графических хорроров. Особенно – если вы любите готические истории, в которых трагизма и секса примерно столько же, сколько и насилия.