Выпускное платье и осиновый кол: Как «Баффи» навсегда изменила телевидение

Революционное шоу Джосса Уидона в этом году отпраздновало 21-летие, что, конечно, говорит о нашей с вами старости даже больше, чем морщины под глазами. С тех пор как на канале The WB 10 марта 1997 год вышел первый эпизод «Баффи — истребительница вампиров», подростки знали, кого бы они позвали if there’s something strange in your neighborhood.

Правда, к украинскому зрителю сериал пришел с небольшим опозданием — в 2002 году. Всех нас слегка злил тот факт, что «Баффі — переможниця вампірів» — не совсем правильный перевод названия, в котором есть слово slayer. Тем не менее красавица-школьница с оригинальным именем Баффи боролась за место президента школьного совета днем, а ночью выходила охотиться на вампиров с осиновым колом, и это было невероятно круто.

Шоу Джосса Уидона начиналось как смесь подросткового хоррора, комедии и мелодрамы, а превратилось в важнейший этап для телевидения начала нулевых. Совсем скоро с подачи самого Уидона сериал ждет перезапуск. А мы рассказываем, как «Баффи — истребительница вампиров» повлияла на современный формат ТВ.

Уникальный сторителлинг

Говоря о «Баффи», конечно же, хочется прежде всего вспомнить о сильной протагонистке, развитии жанра ужасов и прочих очевидных деталях, сформировавших шоу. Однако среди первых важнейших заслуг сериала — форма сторителлинга. Сейчас она вовсе не кажется уникальной, но только потому, что теперь ею пользуется буквально каждый шоураннер.

«Баффи» качественно изменила понятие продолжительной сюжетной арки в сериалах. Для большинства шоу конца 90-х — начала 00-х (кроме мыльных опер) стандартом была история, рассказанная в пределах одного эпизода. Делалось это исключительно для удобства зрителя — новую серию демонстрировали раз в неделю, вспомнить, что показали на прошлой неделе не всегда получается. Зато своеобразный перезапуск, возвращение на круги своя — неплохой способ привлекать к шоу нового зрителя на любом этапе трансляции.

Где-то со второго сезона, который критики считают одним из лучших, «Баффи — истребительница вампиров» установила длительную сюжетную арку как основную линию повествования. Справедливости ради, таким же начал заниматься Крис Картер в «Секретных материалах» несколькими годами ранее. Однако общий нарратив для целого сезона от Уидона был в разы сложнее и продуманнее, хотя бы потому, что главных героев у «Баффи» все-таки больше, чем парочка агентов ФБР.

В те времена авторы шоу старались держать целостность истории в пределах одного сезона, на случай внезапного закрытия сериала. Джосс, в свою очередь, мог оставить сюжетные намеки на несколько сезонов вперед. К примеру, смерть истребительницы в пятом сезоне предрекалась еще в конце третьего, а микрочип в голове Спайка — сюжетный триггер, который появляется в четвертом сезоне и держится вплоть до шестого.

При этом каждый сезон в «Баффи» был не чередой баек, а длинным нарративом с кульминацией. Весь второй сезон завязан на противостоянии Баффи и ее возлюбленного вампира Энджела, которого она впоследствии отправляет в Ад. В четвертом сезоне героев ждет полная смена декораций, ведь Баффи и Уиллоу поступают в колледж, а шестой Джосс Уидон посвятил депрессии истребительницы после воскрешения.

Во время работы над первым сезоном шоу Lost, Дэймон Линделоф усадил свою команду сценаристов за просмотр «Баффи», как пример развития центральной сюжетной линии. Удивительно, но в качестве главного источника вдохновения многие современные шоураннеры называют именно подростковый сериал Джосса Уидона. Подробнее об этом писала Эмили Нассбаум в своем эссе под названием When TV Became Art для New York Magazine в 2009 году, которое мы вам советуем прочесть.

Оригинальные женские персонажи

«Баффи — истребительница вампиров» — сериал, где в парочке, прогуливающейся по кладбищу, вампиром окажется хрупкая блондинка, а не местный мачо, который ведет ее под руку. Девушки здесь ломают конечности и орудуют черной магией, а парней очень часто надо спасать — от демонов, цыганских проклятий или тех же микрочипов в голове.

Конец 90-х и начало 2000-х в целом были периодом нового витка популярности ТВ-шоу с женскими персонажами во главе. При этом речь не только о таких форматах, как «Секс в большом городе» или «Девочки Гилмор». На волне популярности фантастики и экшн-жанра, ТВ-слоты захватили «Зачарованные», «Вероника Марс», «Ксена — принцесса воин», «Никита» и, конечно же, «Секретные материалы» с непоколебимым скептиком и голосом разума Даной Скалли, о которой, по правде, впору писать отдельный материал.

При этом «Баффи — истребительница вампиров» предложила зрителю наиболее широкий и разносторонний портрет протагонистки. Уидону удалось органично совместить элемент повседневной школьной драмы с хоррор- и экшн-тропами. Баффи страдала от всех возможных проблем подростка — конфликты с одноклассниками и любовные приключения, головная боль по поводу выпускного и экзаменов. При этом истребительница продолжала убивать демонов, предотвращать апокалипсис и разрушать проклятия. С фирменными панчлайнами, конечно же. Впрочем, не только Баффи — показательный пример уникальной протагонистки. Ее лучшая подруга Уиллоу — один из первых лидирующих ЛГБТ-персонажей в истории телевидения. Ее отношения с Тарой не были элементом провокации, чтобы поднять рейтинг, роман двух девушек формировался на глазах у зрителей очень органично и целомудренно. Сама Уиллоу при этом проделала огромный путь развития, от застенчивой отличницы в первом сезоне, до балующейся черной магией ведьмы в четвертом, не говоря о шестом сезоне, где одержимая горем девушка жестоко расправляется с убийцами возлюбленной.

Сам Джосс Уидон рассказывал, что на момент выхода четвертого сезона (1999 — 2000), в котором начинаются отношения Уиллоу и Тары, телеканал цензурировал сериал на предмет ЛГБТ-сцен. К примеру, достаточно долго героини не целовались в кадре вообще, их первый экранный поцелуй случился лишь в конце пятого сезона. Однако шоураннер креативно подошел к вопросу сексуального напряжения: в сериале у девушек много чувственно снятых общих сцен с заклинаниями и магическими обрядами, которые они проводят, держась за руки.

Мультижанровость

Об этом мы уже упоминали, однако «Баффи — истребительница вампиров» стала новым витком качества на ТВ, поскольку умудрилась органично вписать сюжет в сразу несколько жанровых направлений. Лучшие образцы подростковых драм и школьных комедии 90-х уже проложили для Уидона тропинку, по которой шоураннер шел, развивая своих персонажей. Вечный лузер Ксандер, типичная королева бала Корделия, заучка с книгами в обнимку Уиллоу и даже брутальный бэдбой Спайк — сериал, казалось бы, состоял из хорошо узнаваемых персонажей-типажей, которые со временем выросли в многогранных личностей.

И если рассказывать историю в формате everyday high school adventure в конце 90-х уже было не слишком оригинально , то перенести в формат ТВ жанр экшн-хоррора можно считать по-настоящему смелым поступком. Применение CGI на телевидении, конечно, в те времена хромало, и «Баффи» не была исключением. Между тем внимательный зритель обязательно заметит, что процесс превращения вампира в пыль с каждым сезоном становился только лучше. Над этой техникой мастера по спецэффектам работали постоянно, поскольку Джосс Уидон очень не хотел трупы в кадре. По словам шоураннера, 15-минутные сцены «давайте избавимся от тел» в каждом эпизоде просто ни к чему.

Чем шоу действительно может похвастаться, так это мейкап-отделом. Специально для сериала был придуман особый грим вампира, который требовал полтора часа работы визажиста. Уидон хотел увеличить чувство паранойи, сделав вампиров похожими на нормальных людей пока не приходит время «поужинать» — в момент атаки они превращались в монстров. К тому же у шоураннера была конкретная этическая причина для такого мейкапа: «Мне казались неправильными и тревожными сцены, в которых школьница колола осиновыми клинками обычных на вид людей. Это дает неоднозначный месседж. Грим монстра добавляет картинке элементы фантастики, а это уже более безопасная территория для таких кровавых сцен».

Помимо привычного жанрового кроссовера, в пределах которого существовала «Баффи», команда сценаристов состоящая из Джейн Эспенсон, Дрю Годдарда, Марти Ноксона и самого Джоса Уидона, постоянно экспериментировала и расширяла стилистические рамки шоу.

Так в истории сериала особенно выделяется тихий эпизод под названием Hush (4 сезон, 10 серия), в котором за 44 минуты хронометража диалоги звучат лишь 17 минут. По сюжету, таинственные монстры похищают голоса людей, чтобы те не могли кричать, когда они вырезают их сердца.

Эпизод Restless (4 сезон, 22 серия) считается одним из лучших с визуальной точки зрения. Он снят в психоделической манере, где большинство действия — сны главных героев. Здесь авторы не только исследуют прошлое Баффи, Уиллоу, Ксандера и Джайлза, но и оставляют намеки на будущие события сериала, к примеру, анонсируют появление у Баффи сестры Дон в пятом сезоне.

Ну и как тут не вспомнить эпизод-мюзикл Once More, With Feeling (6 сезон, 7 серия), в котором демон накладывает заклятие на жителей Саннидейла, при котором те начинают петь вместо стандартного разговора, к тому же в песне говорят только правду. Серия знаменита не только нескольким трогательными вокальными партиями, но и олдскульным бродвейским финалом, в котором под титры The End у Баффи и Спайка случается пусть и банальный, но первый поцелуй.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: