Нуарный рыцарь: как анимационный «Бэтмен» изменил супергероику задолго до Нолана
5 сентября 1992 года на канале FOX вышло шоу, которое сформировало современную повестку супергеройского кино и телевидения. Без него не было бы «Людей Икс», бэт-трилогии Нолана, и, возможно MCU. Более того, сериал, о которым мы говорим, запустил первую успешную визуальную вселенную DC.
Главное, без него сейчас мало кто говорил бы о «темной» природе «дисишников». 5 сентября состоялась премьера Batman: The Animated Series — лучшего анимационного сериала в истории американского телевидения (после «Симпсонов», конечно) по утверждению множества авторитетных изданий. Мы не могли пройти мимо возможности рассказать об эпохальном труде Брюса Тимма и Пола Дини.
Темные начала
С конца 70-х комикс-индустрия начала меняться — истории становились все реалистичнее, суровее, «британское вторжение» принесло в сценарии готику и классическую драму, положив начало «темной эпохе». Особенно выделялся Бэтмен — герой, которого многие знали по смешному сериалу с Адамом Уэстом и комиксам, где он иногда позволял себе надеть радужный костюм. И все же история происхождения персонажа оказалась идеальным полигоном для трагедии планетарного масштаба — к концу 80-х уже невозможно было поверить, что крестоносец в плаще когда-то позволял себе улыбнуться.
Но это все о комиксах. В остальных медиумах Бэтмен оставался веселым и храбрым героем в сине-сером костюме. Что говорить, если до 1985 года на американском телевидении выходил сериал «Супердрузья» о персонажах, которых мы сейчас знаем как Лига справедливости. Можете представить, какой была атмосфера и какие истории рассказывало шоу с таким названием.
Первым, кто продемонстрировал темного Бэтмена зрителю (а не читателю) был Тим Бертон. Большой любитель нео-готики существенно «омрачил» Брюса Уэйна, оставив при этом ядро истории довольно гротескным, как Джокер в исполнении Джека Николсона. Сиквел успешной экранизации только добавил сценарию градуса водевиля, тогда когда в комиксах герой все глубже погружался в пучину мрака и трагедии.
Кто бы мог подумать, что мостиком между творениями комикс-сценаристов и массовой аудитории станет анимация, на тот момент считавшаяся преимущественно детским жанром. Именно BTAS стал первым драматическим супергеройским шоу в истории.
Дарк-деко и никаких инопланетян
Идея сериала о Бэтмене пришла в голову аниматору Брюсу Тимму, который в тот момент работал над Tiny Toons (анимационный сериал о детских версиях Баггза, Даффи и друзей). Когда он услышал о том, что «ворнеры» делают ставку на Бэтмена, то быстро набросал несколько идей и принес их Джин МакКерди, президентке Warner Bros. Animation. Ей понравились зарисовки, так что она заказала Тимму и художнику Эрику Радомски мини-пилот для питчинга.
Вдохновившись работой Бертона, дуэт создал небольшой ролик, который позже стал вступительными титрами для «Бэтмена». Тизер впечатлил МакКерди и та дала отмашку на работу над полноценным пилотом. Для работы над сценарием к команде присоединились Алан Бернетт и Пол Дини. Последний, вместе с Брюсом Тиммом и Митчем Брайаном создал «библию шоу», которая являлась фактически гайдлайном для нарратива и визуального оформления. Главными вдохновителями сериала стали Фрэнк Миллер и Алан Мур, а центральные правила звучали следующим образом: никаких инопланетян, никаких привидений, никакого социального морализаторства.
Эрик Радомски, будучи художником фона, тоже взял за основу модерновую версию Бэтмена. Задники впервые в истории анимации рисовались по черной бумаге, тогда как стандартом индустрии, понятное дело, был белый фон. Вместо готического стиля Бертона, было решено остановиться на более стильном и классическом арт-деко Нью-Йорка 40-х годов. При этом у лайв-экшн адаптации было взято ощущение «вне времени», так как несмотря на ретро-дизайн, истории были вполне современными. В результате получился стиль, который Радомски назвал «дарк-деко».
Естественно, такое своеволие совершенно не нравилось многим топ-менеджерам корпорации, но тут создателям очень помог успех пилотной серии. В результате высокого зрительского рейтинга проблем резко поубавилось.
Шоу для взрослых
Несмотря на все визуальное новаторство, главной причиной такого радикального успеха стал опыт Тимма и Радомски, точнее его отсутствие. Художники до этого никогда не работали продюсерами и совершенно не рассчитывали, что после удачного питчинга им предложат контракт на 65 серий. Пришлось соглашаться, но при этом дуэт решил не ориентироваться на уже созданные успешные анимационные сериалы, которые предназначались для 13-летних подростков, а сделать «Бэтмена» интересным для взрослой аудитории. Другими словами, сделать шоу для себя.
Но одним только черным фоном новую аудиторию не привлечешь. Так что новоиспеченные продюсеры добились, чтобы в кадре можно было показывать огнестрельное оружие (до этого в анимации подобное запрещалось), у героев шла кровь, а Джим Гордон в одной из серий стал первым персонажем в истории американских мультфильмов, которого ранили в перестрелке. При этом, понимая ограничения «детского» формата создатели действовали крайне изобретательно, взяв на вооружение приемы нуара и немецкого экспрессионизма — атмосфера создавалась прежде всего игрой света/тени и саспенсом.
Но каким бы нуарным и «реалистичным» не был сериал, без историй его взрослым не сделаешь. И уже тут в игру вступила «библия» Пола Дини, созданная по канонам «темного» Бэтмена. Ориентируясь на работы Алана Мура и Фрэнка Миллера, сценаристы BTAS поставили драматизацию и «углубление» персонажей на конвейер. Вместо веселых и дерзких приключений, практически каждая серия Бэтмена была преисполнена трагизма и психологических игр. Злодеи, будучи в комиксах не более, чем второстепенными комическими отыграшами внезапно превращались в шекспировских персонажей со сложной и многогранной предысторией. Если вы слышали аргумент о том, что у DC лушие злодеи, то он появился на свет именно благодаря анимационному «Бэтмену».
Именно в BTAS мистер Фриз получил знаменитую трагическую предысторию (серия Heart of Ice получила «Эмми» и считается лучшей в сериале), а Харви Дент обзавелся психологическими проблемами с раздвоением личности еще задолго до обожженного кислотой лица. Джокер наконец-то получил заслуживающий собственной психопатии голос (спасибо Марку Хэмиллу) и помощницу, которая сейчас выходит на главные роли во вселенной DC. Да, речь о Харли Квин, которую Пол Дини создал во время работы над сериалом. Полный список «пересобранных» злодеев намного длиннее, но мы не будем занимать время перечислением.
Если вы слышали аргумент о том, что у DC лушие злодеи, то он появился на свет именно благодаря анимационному Бэтмену.
На спине гиганта
Успех анимационного «Бэтмена» оказался настолько огромен, что «ворнеры» принялись тут же расширять горизонт по лекалам сериала. Сам BTAS получил полнометражную картину («Маска фантазма»), параллельно и другие персонажи начали вливаться во вселенную Брюса Тимма. Свое шоу получил Супермен, критики оказались ошеломленные перезапуском «Супердрузей», которые в этот раз стали «Лигой справедливости» и переняли взрослый стиль у старшего брата. Позже выйдет еще Batman Beyond, а анимационное подразделение Warner Brothers, которое сейчас считается лучшим производителем полнометражных супергеройских анимаций (для домашних носителей, это отдельная индустрия), строилось именно на достижениях Тимма, Дини и остальных.
По словам Кевина Конроя, озвучившего Бэтмена и Брюса Уэйна, причиной закрытия сериала в 1995 году стала невозможность поддерживать планку. Как только шоураннеры осознали, что новые идеи далеко на так хороши, как на старте, было решено прекратить выпуск BTAS. Позже команда вернется для сезона «Новых приключений Бэтмена и Робина», но именно те 81 эпизод станут основой для новой телевизионной и киносупергероики.
Именно «Бэтмен» показал настоящий потенциал комикс-историй, умудрившись превратить детское шоу в один из лучших анимационных сериалов всех времен. Именно на нем росло поколение сценаристов, работающих сейчас над MCU, DCEU и супергероикой вообще. Так что остается сказать только одно:
I am vengeance, I am the night, I am Batman!