Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Alice in Sunderland Брайана Талбота: нон-фикшн о стране чудес

Переплетение мифа и реальности

Думаете, комиксы – исконно американское развлечение? С одной стороны, вы совершенно правы. Известные супергерои появились благодаря американским издательствам и творцам, американские студии чаще всего снимают успешные кинокомиксы, да и сама концепция того, что простой бедный парень вдруг становится чрезвычайно могущественным и знаменитым– очередная интерпретация «американской мечты». С другой – англоязычная комикс-индустрия была бы куда менее изобретательной и яркой, если бы не британцы.

1980-е стали периодом второго «британского вторжения» – молодые и решительные англичане начали массово сотрудничать с крупными американскими издательствами, по-своему интерпретируя знаковых персонажей. Алан Мур оживил «Болотную тварь», наполняя ее новыми оккультными смыслами и черным юмором. Грант Моррисон поразил руководство DC своими мрачными идеями (уже на первой встрече он показал им черновик «Лечебницы Аркхэм») и превратил знакомый всем гикам мир в сложное хитросплетение вселенных. Нил Гейман… ну, о его вкладе можно говорить вечность.

В отличие от своих коллег, англичанин Брайан Талбот так и не стал знаменитостью (скорее всего потому, что остался на родине, а не пытался построить карьеру в Штатах), но и Нил Гейман, и Алан Мур не единожды признавали, что без влияния Талбота их творческие пути сложились бы совсем иначе. Дело в том, что именно Брайан написал первый британский графический роман – фантастическую эпопею The Adventures of Luther Arkwright. В начале 1980-х он выступал художником серии Nemesis the Warlock, которую большинство британских иллюстраторов называют одним из главных источников вдохновения.

Вышедший в 2007 году нон-фикшн роман Alice in Sunderland – последняя и самая впечатляющая работа Талбота. Художник и сценарист трудился над этим графическим романом на протяжении четырех лет, переплетая историю родных земель с литературными отсылками, элементами автобиографии, супергероическими виньетками и постмодернисткими анекдотами. «Так о чем, собственно, комикс?» – спросите вы. Если коротко, то о курортном городке Сандерленд, в котором Талбот вырос.

Сценарист буквально проводит экскурсию по городу (протагонист – альтер-эго автора), показывая читателю все достопримечательности и рассказывая забавные и страшные истории о заброшенных театрах, крохотных кофейнях и грязных портах. К слову, экскурсовод из Талбота получился удивительным – он путешествует во времени, знакомит нас с римскими императорами, фокусниками, монахами и владельцами книжных лавок. Иногда он даже встречает самого себя – и немедленно критикует собственные рисунки или начинает подозревать, что во сне выдумал и Брайана Талбота, и весь Сандерленд. Предупреждаю сразу – читать все это довольно сложно, особенно, если вы решили проглотить роман за один присест: каждая страница напичкана шутками, отсылками и странными фактами, а четвертая стена под конец рассказа просто лежит в руинах.

Еще один важный герой романа – дух Льюиса Кэррола, который проводил в Сандерленде чуть ли не каждые выходные и придумал свою знаменитую математическую притчу, сидя в местном парке. Примечательно, что Талбот не полагается полностью на свое воображение, а обращается к реально существующим историческим документам. Точнее – к ученым, исследовавшим историю Сандерленда, которые тоже являются действующими лицами этого фантасмагорического рассказа.

Конечно, другой вопрос – сможете ли вы отличить выдумки чрезвычайно остроумного и эрудированного автора от фактов. Если бы Борхес читал комиксы (ну хорошо, и жил в наше время), то ему наверняка понравился бы магический реализм Alice in Sunderland.

Визуальную составляющую комикса описать еще сложнее, чем его многослойный сюжет. Некоторые страницы романа выполнены в стиле поп-арт, некоторые – стилизованы под древние гравюры, черно-белые газеты или средневековые гобелены. Тут есть удивительно точные карты, крохотные комиксы внутри комикса, головоломки, фотореализм и психоделические сцены, напоминающие того самого «Песочного человека» (и не зря – Талбот был одним из иллюстраторов серии Геймана).

Alice in Sunderland – яркий, остроумный комикс, который наверняка понравится любителям истории, но может вызвать недоумение у ценителей более консервативных форм сторителлинга. Вместо эмоционального рассказа, тут головокружительный водоворот бесполезных, но очень забавных фактов, и порой автор может показаться слишком восторженным собственной эрудированностью. Правда, мы ему это с легкостью простим – на его месте мы бы тоже гордились таким количеством знаний.