No Help: как бы изменился мир кино без The Beatles

Влияние The Beatles на современную поп-культуру невозможно измерить, так как «битлы» являются ее краеугольным камнем. Ливерпульская четверка полностью изменила музыку, которая, в свою очередь, повлияла на кино и телевидение, потом был интернет и вот мы уже в мире, который создал парень, считающий себя популярнее Иисуса.
Мы не знаем, насколько глубоко исследовал тему влияния The Beatles Дэнни Бойл для своего нового фильма «Вчера». Но все же мы попробовали предположить, каким был бы мир кино, если бы Джона, Пола, Джорджа и Ринго не существовало.
Мир без интересной анимации
После выхода «Белоснежки» в 1938 году Уолт Дисней приватизировал анимацию и никто не был против. На тот момент казалось, что корпорация имени Микки Мауса заполнила всю нишу — взрослым было скучно смотреть на мультики, детям нравились сказки и никаких экспериментов на горизонте не маячило. Что тут говорить, если даже Сальвадора Дали жернова Disney перемололи и выплюнули, превратив его смелые идеи в красивую и милую историю, которую можно было показать любой аудитории (в первую очередь детской). Единственным крупным экспериментом в отрасли была «Фантазия» (1940), чья революционность в первую очередь держалась на работе аранжировщика и дирижера Леопольда Стоковски.
А потом появились «битлы» и подписали контракт со студией United Artists на три картины. После выхода A Hard Day’s Night и Help! группе стало лень сниматься, в связи с чем финальный фильм (по договору) завис в воздухе. UA требовали, четверка ленилась и так продолжалось три года, пока аниматор Джордж Даннинг не предложил экранизировать песню Yellow Submarine. Учитывая, что Маккартни задумывал ее как детскую песню, мультфильм «по мотивам» казался хорошей идеей. Еще лучше ее делал тот факт, что сами The Beatles не принимали в создании никакого участия, не поучаствовав даже в озвучке.
Даннинг решил пойти другим путем, пригласив поработать арт-директором проекта дизайнера Ханса Эдельмана. Дуэт быстро вдохновился поздними работами группы, улетел в откровенный сюрреализм и не сдерживал себя рыночными условностями конкуренции. Как обычно и бывает в таком случае, лента стала оглушительным успехом, шокировав публику стилем. Аниматоры всего мира внезапно увидели новый пример использования своего ремесла. По словам сооснователя Pixar Джона Лассетера именно «Желтая субмарина» существенно повысила интерес к анимации как серьезной форме искусства, а не просто инструменту для визуализации сказок. Спустя 4 года появился «Кот Фриц» и в Disney внезапно поняли, что целая индустрия уплывает из их рук.
Мир без сатирических фильмов «Монти Пайтонов»
Если сейчас фильм «Монти Пайтон и Священный Грааль» считается вечной классикой, то в 1975 году, после премьеры, Голливуд смотрел на творение британских комиков с подозрением. Группа, в поисках финансирования второй ленты, «Жития Брайана», объездила все студии и получила отказ — никто не решался дать два миллиона фунтов парням, которые собираются насмехаться над христианством. По словам Джона Клиза, он уже уехал сниматься в другом проекте, когда ему позвонил Эрик Айдл и заявил, что деньги найдены.
Таинственным продюсером оказался его друг Джордж Харрисон, который выделил на создание ленты всю сумму потому что прочитал сценарий и захотел увидеть фильм. В дальнейшем музыкант финансировал и другие проекты комиков, в том числе и музыкальную картину Эрика Айдла о пародии на «битлов», группе The Rutles.
Именно благодаря своему полному метру «Монти Пайтоны» смогли прославиться за пределами Британии. А теперь представьте, что было бы без Харрисона? Никакого «Шоу Долгоносиков»!
И это еще не все. Во многом благодаря работе с The Rutles продюсер Лорен Майкл смог расширить известность молодой и перспективной передачи Saturday Night Live. И это уже не говоря о том, что именно сатирическая группа Айдла существенно ускорила развитие жанра музыкальной сатиры. Что-то нам подсказывает, что без примера «битлов» мы бы никогда не услышали Lonely Island.
Мир без «Бойцовского клуба» и «Вечного сияния чистого разума»
В мире без Beatles все было бы кардинально другим – например, вполне возможно что в нем не было бы музыкальных клипов. Дело в том, что фильмы с ливерпульской четверкой можно считать прародителями музыкальных видео – в ленте A Hard Day’s Night Ричарда Лестера есть сцена, в которой рокеры просто резвятся под Can’t Buy Me Love. Эта вставка никак не влияет на развития общего сюжета, но уж очень напоминает современные клипы.
Чуть позже, когда музыканты отказались от живых выступлений (фанаты были настолько шумными, что ребята просто не слышали самих себя на сцене), они начали снимать отдельные небольшие промо-видео для продвижения новых песен. В 1967 году (за 14 лет до запуска MTV!) на телевидении вышли сюрреалистические мини-фильмы, в которых Beatles исполняли Strawberry Field Forever и Penny Lane. Обе короткометражки были сняты в парке под Кентом, а за режиссуру отвечал шведский телережиссер Питер Голдман. Примечательно, что эти короткие истории выглядят довольно мрачно и экспериментально – тут хватает неожиданных наездов камеры и пугающих кадров, а сами Пол, Джон, Джордж и Ринго одеты в экстравагантные наряды, резко контрастирующие с теми классическими образами, которые так успели полюбиться фанатам.
К слову, постановщик этих фильмов утверждал, что вдохновлялся все теми же музыкальными сценами из A Hard Day’s Night. Так что неудивительно, что MTV удостоил Ричарда Лестера званием «отца музыкального видео» – без его новаторства история медиума развивалась бы совсем по-другому (правда сам режиссер просил сначала провести ДНК-тест). А значит – Дэвид Финчер и Мишель Гондри (и еще примерно сотня режиссеров) начали бы свою карьеру не с работы над клипами, и кто знает, каким бы сформировался их фирменный стиль. Возможно, «Бойцовский клуб» так бы и остался малоизвестной книгой, а сотни тысяч подростков угрюмо не цитировали бы Тайлера Дердена.
Мир без Роберта Земекиса, Спилберга-продюсера и 80-х
В 1977 студия Universal заинтересовалась черновиком любопытного сценария, рассказывающего о феномене битломании в комедийном ключе. К проекту «Я хочу держать тебя за руку» (в честь одноименной песни The Beatles) был приписан Стивен Спилберг — молодой и уже сверхуспешный. На счету 30-летнего режиссера было четыре полных метра. При чем первый («Дуэль») получил «Эмми», второй («Шугарлендский экспресс») наградили в Каннах за «Лучший сценарий», а третий и четвертый — это «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени», то есть настоящая классика в жанрах триллер и научная фантастика. Спилберг наконец решился продюсировать свой первый проект, однако постоянных партнеров в лице боссов Universal пришлось долго убеждать, что фильм следует отдать молодому автору идеи без полнометражного опыта Роберту Земекису. В конце концов соглашение было подписано при условии, что если Земекис не справится, Спилберг сам доделает кино и таким образом на руках у Universal окажется очередной проект голливудского любимца.
Земекис притащил в проект давнего друга — Боба Гейла. Это теперь мы знаем Гейла как успешного сценариста «Назад в будущее», «Баек из склепа» и автора полусказочной «Трассы 60». А тогда 25-летний Земекис и 26-летний Гейл просто любили битлов и придумали историю о шестерке тинейджеров, которые всеми силами пытаются попасть на выступление любимой группы на шоу Эда Салливана. Друзья написали сценарий, Земекис сел в режиссерское кресло, а Спилберг организовал все условия для съемок и даже договорился через Джорджа Лукаса с Кэрри Фишер про главную роль, которая как раз только предстала перед зрителем в образы принцессы Леи. Впрочем, с Кэрри не вышло, зато студия была довольна отснятым материалом и сравнительно скромным бюджетом в $2.8 млн, так что небольшие кассовые сборы никого особо не расстроили.
Между тем оценка критиков у фильма была достаточно высокой — каждый второй хвалил изобретательность Земекиса и Гейла в «ситуативной комедии». Факт отсутствия самих битлов в кадре (казалось бы, недостаток) считали главной фишкой ленты. Это обеспечивала группе The Beatles незримое присутствие в каждой сцене за счет песен и постоянных намеков на то, что ливерпульская четверка совсем рядом, за углом.
Universal не просто понравился новичок Земекис — они согласились прочесть его следующий скрипт (опять написанный вместе с Бобом Гейлом) о молодом парне и слегка безумном изобретателе, которые научились путешествовать во времени на Делориане. Самому Спилбергу настолько понравился опыт работы с Робертом, что авторы еще множество раз сотрудничали в тандеме «режиссер-продюсер-сценарист». Земекис написал сценарий к следующему фильму Спилберга «1941». К слову, там же Стивен задействовал четырех актеров из «Я хочу держать тебя за руку» — Бобби Ди Чикко, Венди Джо Спербера, Нэнси Аллен и Эдди Дизена. Ну а Спилберг как продюсер не остался в стороне всей трилогии «Назад в будущее», которой по сути, не было бы, если бы Земекис не был фанатом The Beatles.
Не нам рассказывать, каким был бы мир без Дока Брауна, Марти Макфлая и Спилберга-продюсера. 80-х в привычном понимании слова мы бы никогда не увидели. Как и ностальгии по ним в 2010-х.