«Чернобыль»: обзор первого эпизода

«Чернобыль»  –  Серія 1/5

Если вам мало стресса от «Игры престолов» и финала «Мстителей», то HBO уже обо всем позаботились – сегодня на канале стартовало еще одну ТВ-драму, которая заставит вас плакать перед экраном. Речь, конечно, о «Чернобыле» – пятисерийном мини-сериале, рассказывающем о последствиях трагической аварии на ЧАЭС. Мы не смогли оставить такую историю без должного внимания, но предупреждаем сразу – в отличие от большинства других пугающих премьер сезона, сериал основан на реальных событиях, так что смотреть его действительно тяжело. Особенно, если вы знакомы с парадоксами советской идеологии и прекрасно понимаете, что все, происходящее на экране – вовсе не гиперболизация и не попытка очернить коммунизм (да, на реддите проскальзывают и такие мысли).

Рассказываем об основных событиях первого эпизода и о том, почему «Чернобыль» – не очередной фильм-катастрофа, а решительная критика общества, в котором слова начальника автоматически приравниваются к правде.

Лучший feel-bad сериал сезона

«Чернобыль» начинается с суицида главного героя, советского химика Валерия Легасова (Джаред Харрис), и это задает тон всему повествованию. Во-первых, западные критики не соврали, написав, что сериал HBO создан для того, чтобы эмоционально разрушить своих зрителей. Во-вторых, для такого драматичного хода есть основания – Легасов не просто действительно существовал, но и правда покончил с собой на вторую годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, оставив после себя диктофонную запись рассказа о событиях на станции. Суровый реализм и выплывающая из него эмоциональная искренность (все же, речь идет об одной из самых абсурдных и жутких техногенных катастроф в истории человечества) – краеугольные камни «Чернобыля». Учитывая, что до этого Советский Союз чаще всего выступал сеттингом для немного гротескных историй со стереотипными персонажами в шапках-ушанках, такое внимание к деталям и фактажу приятно удивляет.

Непосредственный рассказ об аварии начинается прямо со взрывов и пожара – шоураннеров не сильно волнуют причины катастрофы, куда важнее оказываются ее последствия и попытки отрицать происшедшее. А вот они появляются сразу – несмотря на панику среди работников, заместитель главного инженера по эксплуатации ЧАЭС Анатолий Дятлов (Пол Риттер) до последнего делает вид, будто все под контролем. Например, упрямо заставляет своих коллег поливать водой активную зону атомного реактора – а точнее, то место, где она когда-то была. Конечно, все попытки охладить устройство безуспешны – помещение заполнено огнем, а остатки реактора после взрыва оказались в десятках метров от самой станции.

Герои и злодеи

Судя по первому эпизоду, Анатолий Дятлов выглядит настоящим антагонистом, который ведет своих людей на жертвы, потому что слишком упрям, чтобы признать собственную ошибку. Он действительно считался одним из главных виновников трагедии, и даже отсидел десять лет, несмотря на слабое здоровье и перенесенную дозу радиации. И все же, Дятлов до самой смерти отрицал официальную версию событий на ЧАЭС и, согласно воспоминаниям современников, был невероятно ответственным человеком, который не терпел лжи.

Возможно, во втором эпизоде его образ немного изменится и Дятлов станет более похожим на свой исторический прототип. В финале первой серии персонаж действительно смотрел на затянутое черным дымом небо так, будто осознал что-то чрезвычайно важное и переосмыслил свое отношение к аварии. Будем надеятся, что нас ждет полноценное раскрытие героя, и его не упростят до однобокого упрямого бюрократа. Уже довольно любопытно, что сценаристы не акцентируются на личных качествах своих персонажей, а довольно тонко показывают, что главный тут злодей – система. Это особенно хорошо подчеркивает сцена ночных сборов в бункере – возможно, руководители станции даже согласились бы эвакуировать город, если бы не пожилой коммунист, который прочитал им речь о чести, Ленине и вере в систему. А ведь в нее, как оказалось, как раз и не стоило верить.

Человеческая история

Хотя смешного в «Чернобыле» мало, сериал порой вызывает ассоциации с прошлогодней «Смертью Сталина» Армандо Ианнуччи – львиная доля истории отводится спорам между трусливыми бюрократами. Впрочем, создатели шоу уверяют, что тут хватит места для более человечных рассказов – есть подозрение, что как раз на обычных людях и покажут последствия аварии. Не зря ведь самыми эмоционально тяжелыми сценами стали зарисовки о жизни в Припяти. Услышав ночные сирены, жители городка выходят посмотреть на пожар, и остаются любоваться им всю ночь, заинтригованно обсуждая, что же может происходить на станции. Мужчина наблюдает за красным огнем в небе, прижимая к груди крохотного младенца, а рядом, в радиоактивной пыли, резвятся подростки. Невероятно больно смотреть на спокойную реакцию людей, зная, что будет буквально через несколько часов – каждый раз, когда персонаж говорит, что все наверняка обойдется, мы прекрасно понимаем, что перед нами ходячий мертвец.

Скорее всего, одной из этих историй о простых людях окажется сюжетная линия о Людмиле (Джесси Бакли), жене одного из огнетушителей, которых вызвали на станцию сразу после взрыва. Чувствуем, если он и вернется с миссии, то в таком плачевном состоянии, что жена наверняка захочет выяснить всю правду о происшествии.

Подкаст о событиях в Чернобыле: 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: