Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Tiny Little Oscar: 5 короткометражных лауреатов от знаменитых киноделов

Не полным метром единым

Среди множества номинаций на церемонии «Оскар», одна небольшая категория всегда рискует выпасть из виду. «Лучший игровой короткометражный фильм» — вовсе не та номинация, о которой будет гудеть весь Голливуд по завершению раздачи наград. А зря. Ежегодно Оскаровский комитет отбирает пять лучших картин, на которые определенно стоит обратить внимание. С 21 июня в украинский прокат выходит альманах Oscar Shorts 2018, куда вошли любопытные фильмы из Великобритании, Германии, Кении, США и Австралии.

«Оскар» за лучший короткий метр начали вручать с 5-й церемонии в 1932 году. До 1938 года короткая секция пережила несколько делений на «Лучший короткометражный комедийный фильм», «Лучший короткометражный новаторский фильм», «Лучший короткометражный фильм, снятый вживую на 1 бобину», «Лучший короткометражный фильм, снятый вживую на 2 бобины» и «Лучший цветной короткометражный фильм». Такое кино ничуть не уступает полнометражным фильмам в изобретательности, к тому же может похвастаться знаменитыми авторам в титрах. Об этих кинематографистах вы однозначно слышали, вот только не знали, что n-количество лет тому назад они поднимались на сцену театра «Долби» забрать свой трофей.

Редакция Vertigo выбрала для вас пять короткометражек от известных режиссеров и актеров, о которых вы, возможно, даже не слышали.

Приключения из настоящей жизни/ True-Life Adventures (1948-1960)
Режиссеры: Джеймс Алгар, Бен Шарпсит

Уолт Дисней – рекордный обладатель 26 «Оскаров», один из которых он получил уже посмертно. Можно было бы предположить, что знаменитый художник-мультипликатор получил все свои награды за анимационные фильмы, но это не так – некоторые ему досталась как продюсеру короткометражек и документальных фильмов. Особенно удачным в этом плане был цикл «Приключения из настоящей жизни» – коллекция из четырнадцати полнометражных и короткометражных документальных лент о природе.

Пять короткометражек из этого цикла стали оскароносными: «Остров тюленей» (1948), «Долина бобров» (1950), «Полакра природы» (1951), «Водоплавающие птицы» (1952) и «Страна медведей» (1953). Некоторые из этих лент позже адаптировали в популярные комиксы или образовательные буклеты. Примечательно, что дистрибьютор RKO, с которым у Диснея был заключен контракт, изначально отказывался выпускать «Остров тюленей» в широкий прокат. Документальные ленты 19540-х преимущественно фокусировались на жизни примечательных людей, и компания не верила в прибыльность фильма о животных. Впрочем, руководство RKO быстро изменили свое мнение после номинации «Острова тюленей» на «Оскар».

История золотой рыбки/ Histoire d’un poisson rouge (1959)
Режиссер: Эдмон Сешан

Жак-Ив Кусто – воистину человек Ренессанса: помимо исследований океана, командор Почетного легиона прославился изобретением акваланга, своими фотографиями, книгами и фильмами. В 1959 Кусто получил первый “Оскар”, правда, не в качестве режиссера, а как продюсер ленты Эдмона Сешана “Золотая рыбка”. К слову, даже если вы впервые слышите об этом режиссере, то уже наверняка видели его операторскую работу. Например, в культовой французской подростковой комедии “Бум” (1980) с Софи Марсо в главной роли.

В центре сюжета немой короткометражки – тихий японский мальчик, который сталкивается с непониманием со стороны своих одноклассников-французов. Однажды, благодаря везучему совпадению, он выигрывает на ярмарке золотую рыбку. Когда главный герой оставляет трофей в своей комнате и идет по своим делам, появляется очевидная угроза – черный кот. На первый взгляд зрителю кажется, что зверь хочет съесть рыбу, но это – очередное предубеждение.

Сейчас трогательный посыл ленты может показаться наивным, но следует помнить об историческом контексте. Конец 1950-х – период массовой боязни “Желтой угрозы” и разгара других форм расизма. Послевоенное американское общество относилось к азиатам с особенной нелюбовью, не упуская случая вспомнить о Перл-Харборе. В это время оскароносные короткометражки были почти всегда либо комедийными, либо документальными, а протагонистами становились храбрые военные, исторические личности или легкомысленные барышни. Само собою разумеется – преимущественно белые.

Franz Kafka’s It’s A Wonderful Life/ Эта замечательная жизнь Франца Кафки (1993)
Режиссер: Питер Капальди

Задолго до того, как стать Двенадцатым Доктором в величайшем британском сериале «Доктор Кто», Питер Капальди играл в небольших шотландских ТВ-драмах и всерьез заинтересовался режиссурой. В 1993 году ему даже удалось снять короткометражный фильм, заручившись поддержкой друга и актера Ричарда Э. Гранта и Scottish Screen TV. Дебют в постановке можно считать успешным — уже через пол года Капальди вместе с продюсером фильма Рут Кенли-Леттс летели за океан на церемонию «Оскар» не подозревая, что домой они вернутся со статуэткой.

Капальди снял мрачную и абсурдистскую историю о Франце Кафке, который переживает творческие муки, создавая знаменитое «Превращение». Писателя сыграл упомянутый выше Ричард Э. Грант, который даже несколько похож на тощего австрийца с бездонными глазами. Это кино настоящего киномана — визуально здесь множество референсов и к немецкому киноэкспрессионизму (в частности к «Кабинету Доктора Калигари»), и к эстетике Тима Бёртона. Традиционный британский юмор в духе Монти Пайтона то и дело прорывается сквозь полотно аллюзий на творчество самого Кафки.
Парадоксально, но идея фильма родилась из словесного каламбура жены Питера Капальди, которая обмолвилась Franz Kafka’s It’s A Wonderful Life, имея в виду Фрэнка Капру. Параллель со знаменитым рождественским фильмом возникнет лишь в конце, но обеспечивает ленте теплый голливудский финал (опять таки, совершенно абсурдный в контексте творчества Кафки).

Wasp/ Оса (2003)
Режиссер: Андреа Арнольд

Еще до знаменитого «Аквариума» (2009) с Майклом Фассбендером, англичанка Андреа Арнольд сняла очень личную короткометражку «Оса», которая определила эстетику ее картин на годы вперед. Речь, конечно, о фирменном британском соцреализме, который Арнольд позже адаптирует под американские реалии в каннском лауреате «Американская милашка» (2016) с Шайей ЛаБафом.

«Оса» рассказывает историю молодой матери-одиночки Зои с четырьмя детьми на руках. Впервые за долгое время ее зовут на свидание. Правда для этого девушке нужно придумать, куда спихнуть детей, попутно не раскрыв потенциальному бойфренду правду о своем материнстве. Фильм основан на личной истории мамы Арнольд, которая родила Андреу в 16 лет и сама растила четверых детей. Даже съемки велись в родном городке режиссера Дартфорд.

Все составляющие соцреализма работают здесь на полное погружение — длинные планы, ручная камера, натуральное освещение. Режиссер блестяще воплощает принцип жанра «show, don’t tell»: мы не знаем подробности положения Зои, а лишь видим, как бедность не оставляет семье других вариантов, кроме как есть на обед сахар. В одной сцене бьющаяся в окно оса выступает метафорой заточения, в котором оказалась девушка, ближе к финалу оса — катализатор материнского пробуждения Зои, момент катарсиса. Арнольд сняла фильм еще в 2003, но заметили ее ленту только спустя два года на «Сандэнсе», после чего она взяла награду Киноакадемии.

Шестизарядник/ Six Shooter (2005)
Режиссер: Мартин МакДона

Человек-достояние ирландского театра и кино Мартин Макдона собрал ворох наград за «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три биллборда на границе Эббинга, штат Миссури», но вот «Оскар» ему достался за кинотеатральный дебют — короткометражку «Шестизарядник». Именно она помогла театральному сценаристу заявить о себе — кроме награды Киноакадемии, работа получила номинацию на BAFTA. История рассказывает о герое, который теряет свою жену и в тот же день становится свидетелем нескольких смертей.

Главную роль в картине сыграл Брендан Глисон, который потом не раз появится в картинах братьев Макдона. Кроме того, в маленькой роли засветился и сын актера — Донал. Сама лента содержит все главные элементы фирменного стиля режиссера: длинные диалоги, ирландских персонажей и черный юмор. Короткометражка во многом напоминает первые фильмы Тарантино — разговоры маргинальных героев наполнены как глупостями, так и рассуждениями на серьезные темы. Главной из них остается религия и человеческое предназначение, вокруг которого будут строится все дальнейшие фильмы Макдоны.