Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Где-то я его видел: 5 знаковых ролей Дэвида Боуи

Вампиры, гоблины и Энди Уорхол

«Я готовая звезда, – однажды заявил Дэвид Боуи, — Просто добавь воды!» Конечно, музыкант был прав – несмотря на огромное количество рок-звезд, творивших в 1970-х и 1980-х, никто из его коллег так и не смог конкурировать с Боуи. Новые стили и движения появлялись и исчезали, а британец оставался в авангарде, трансформируя собственный имидж и экспериментируя. Яркая кинокарьера Дэвида – очередное подтверждение тому, насколько разносторонней личностью был этот человек: среди его фильмографии и экстравагантные сказочные ленты, и серьезные драмы, и комедии. Рассказываем, на какие из этих картин стоит обратить внимание в первую очередь.

«Голод» (1983)
Реж. Тони Скотт

Все мы хотя бы раз задумывались о перспективе вечной жизни. Но что, если бы мы действительно получили бессмертие, которое не смогло бы застраховать нас от старения? Джон (Дэвид Боуи) прожил 200 лет в браке с прекрасной и могущественной вампиршей (Катрин Денев), но в один момент начал стремительно стареть. Страх приводит его к талантливому врачу (Сьюзен Сарандон), которая изначально принимает его за безумного.

Полнометражный режиссерский дебют Тони Скотта – одна из первых лент о «современных» вампирах: кровопийцы тут невыносимо стильные и облаченные в кожаные наряды, а фильм новаторски сочетает томную сексуальность и черты хоррора. В отличие от более поздних работ Скотта, «Голод» можно упрекнуть в затянутости, но как можно жаловаться, когда на экране одновременно появляются Сьюзен Сарандон, Катрин Денев и Дэвид Боуи? К слову, внимательный зритель заметит еще одного легендарного актера – в одной из сцен мельком появляется совсем молодой Уиллем Дефо.

«Человек, который упал на землю» (1976)
Реж. Николас Роуг

Трагичный научно-фантастический фильм Николаса Роуга изначально получил смешанные отзывы критиков: сложный философский сценарий сочли слишком напыщенным, а сюрреалистичный визуальный ряд – отвлекающим от сюжета. Единственным достоинством фильма, по мнению некоторых рецензентов, была актерская игра Боуи (похвала звучит еще более серьезно, если учесть, что это была первая центральная роль музыканта). Он сыграл Томаса Джерома Ньютона – упавшего на Землю инопланетянина, который пытается раздобыть достаточно воды, чтобы спасти свою родную планету.

Со временем картина получила статус культовой – антикапиталистический посыл стал еще более актуальным, а медленный темп повествования выгодно выделяет ее на фоне большинства научно-фантастических лент 70-х. Игра Боуи впечатляет все также – даже несмотря на то, что музыкант в поздних интервью утверждал, что главным источником вдохновения для него были наркотики.

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983)
Реж. Нагиса Осима

Военная драма Нагисы Осимы рассказывает об отношениях четырех мужчин – двух британских военнопленных и двух надзирателей-японцев. Между ними завязывается неожиданная дружба, а характеры солдат оказываются совсем не такими, какими кажутся на первый взгляд. Дэвид Боуи сыграл майора Джека Селлерса, и это, пожалуй, одна из самых необычных ролей музыканта – вместо ожидаемого эпатажного героя мы получаем прямолинейного и простого человека.

Драма Осимы – редкое исследование всех тонкостей человеческих взаимоотношений на войне. Тут нет ни капли привычной бравуры и милитаристской пропаганды, а в центре сюжета оказывается искренний гуманистический посыл – даже в самых жутких условиях люди остаются людьми. В то же время, фильм служит лаконичной зарисовкой японской послевоенной ментальности, по-новому бросая свет на тщательно изученный военный конфликт.

«Лабиринт» (1986)
Реж. Джим Хенсон

Вот он – первый образ, который приходит в голову, когда мы говорим о кинокарьере Дэвида Боуи. Экстравагантный, кэмповый, самоироничный и зловещий Джарет стал одним из самых запоминающихся антагонистов из фильмов 1980-х, а картина Джима Хенсона (к слову, автора «Маппет-шоу») – культовой классикой. Конечно, изначально она не впечатлила ни критиков, ни массового зрителя – история о странных отношениях шестнадцатилетней девушки Сары (Дженнифер Коннели) и влюбленного в нее короля гоблинов даже сейчас кажется одновременно страшной и смешной.

Правда, с этой ролью связана довольно обидная история – Дэвид позже хотел сыграть Элронда в экранизации «Властелина колец» Питера Джексона, но студия решила, что этот персонаж будет слишком похожим на Джарета. А это, согласитесь, добавило бы адаптации Толкина экстравагантности.

«Баския» (1996)
Реж. Джулиан Шнабель

Биографическая драма Джулиана Шнабеля – скорее эксперимент, чем прямолинейный байопик. Во-первых, это один из немногих примеров того, как признанный художник снял коммерчески успешный фильм о другом знаменитом художнике. Во-вторых, Шнабель делает фильм еще более личным, вписывая в историю своего доппельгангера (его роль играет Гэри Олдман) и снимая для ленты камео собственных родственников.

Легендарный Энди Уорхол немало раз появлялся на экране, и почти каждый раз его образ воплощали в жизнь необычайно талантливые актеры: Криспин Гловер, Гай Пирс, Билл Хейдер, Джаред Харрис. Если бы пришлось выбирать самое удачное исполнение Уорхола в кино, мы бы точно отдали предпочтение актерской работе Дэвида Боуи. Возможно, секрет блестящей игры Боуи – тот факт, что он был лично знаком с художником (и, к слову, назвал в честь него одну из своих песен). Энди в исполнении музыканта – яркая и довольно смешная личность, которая, впрочем, не превращается в карикатуру или пародию.