Где-то я о нем слышал: 5 знаковых фильмов Бернардо Бертолуччи

26 ноября из жизни ушел великий итальянский кинорежиссер и драматург Бернардо Бертолуччи. Некоторое время 77-летний автор боролся с раком, и, как пишут местные издания, умер в своем доме в Риме.

Среди итальянских классиков Бертолуччи занимает особое место. Его фильмы зачастую затрагивали весьма провокационные темы среди которых как формы человеческой сексуальности (инцест, ЛГБТ-сюжеты) так и исследование проблем времени (фашизм, диктатура). Особенная визуальная эстетика, глубокая перспектива и внимание к светотени выделяли его фильмографию среди прочих итальянских классиков. В частности, благодаря постоянному сотрудничеству с оскароносным оператором Витторио Стораро. На счету Бертолуччи два «Оскара», два «Золотых глобуса», один «Сезар», награды Европейской киноакадемии, Венецианского кинофестиваля и Берлинале.

В память о режиссере вспоминаем пять фильмов, по которым мир узнал о Бернардо Бертолуччи.

Конформист (1970)

Главный герой – доктор Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян), живущий во времена фашистского режима в Италии. Герой получает от властей приказ отправиться во Францию, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста – своего бывшего учителя. Выполняя задание, Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве.

Многослойность романа Альберто Моравиа была реализована в экранизации Бертолуччи блестяще.Режиссер детально анализирует прошлое героя, иногда совсем не лицеприятно, но объясняет его способность адаптироваться психологическими травмами детства. Бертолуччи исследует механизм действия тоталитарной системы на примере одного из ее «винтиков». Теперь можно с уверенностью сказать, что это одно из первых антифашистских кинопроизведений, исследующих причины зарождения и существования фашизма как формы равнодушия и апатии, то есть – конформизма.

Последнее танго в Париже (1972)

Париж, конец 60-х. Американец Пол (Марлон Брандо) потерял смысл жизни после самоубийства своей жены Розы. Скитаясь по улицам, он неожиданно встречает и влюбляется в юную француженку Жанну (Мария Шнайдер). Их встреча происходит случайно — в квартире, которую оба собираются снять. Скоро их страсть выйдет из под контроля, ведь Жанна стремится к свободе, а Пол пытается удержать ее как можно ближе.

В «Последнем танго в Париже» Бертолуччи мастерски скомбинировал так называемое низкое искусство (эротику) с высокохудожественным авторским кино. Вся картина построена как сексуальная схватка, но на деле оказывается историей о крахе человеческой личности. Герой Брандо как будто на последнем дыхании пытается зацепиться за жизнь с помощью импульсивной страсти и садомазохизма. У ленты в свое время была не лучшая репутация и статус чуть ли не порнографической. Сейчас фильм Бертолуччи на слуху еще и потому, что та самая сцена с маслом и попыткой изнасилования, как стало известно недавно, была импровизацией, а сопротивление не знающей об этом Шнайдер — самое настоящее.

Последний император (1987)

В 1908 году трехлетний Пу И, последний из династии, тысячи лет правившей «Поднебесной империей», был коронован императором и возведен на Трон Дракона. Картина исследует жизнь последнего правителя Китая, от рождения до сложения полномочий и неясного существования в Народной республике.

Увлекшись буддизмом, режиссер обратился к истории Пу И чтобы изучить тысячелетнюю мудрость китайцев. По словам автора, он хотел показать, как через все исторические катаклизмы сохраняется непрерывность их ритуалов и культуры. Проблемы временных перемен, которые переживает один человек под давлением истории – вечные темы для Бертолуччи, и здесь нашли свой отклик. Режиссер рассматривает трагедию отчуждения от социума, цикличность и предначертанность истории, которая не зависит даже от воли императора. Лента получила 9 «Оскаров» в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», хотя до сих пор считается самым большим кассовым провалом постановщика, в частности из-за размаха постановки.

Ускользающая красота (1995)

Юная американка Люси Хармон (Лив Тайлер) после самоубийства матери, известной поэтессы и топ-модели, отправляется в Италию. Там, на вилле давних друзей семьи она проведет все лето, пытаясь найти своего отца, разгадать непонятную запись в оставленном матерью дневнике, и осознать первый незабываемый сексуальный опыт.

После своей знаменитой трилогии («Последний император», «Под покровом небес»,
«Маленький Будда»), снятой в Китае, Северной Африке и Индии, Бернардо Бертолуччи триумфально вернулся в родную Италию. Как результат, его изысканная психологическая драму о юной красавице — это своеобразный акт ностальгии не только по молодости, но и по забытым тосканским пейзажам. Здесь уже менее заметно его желание эпатировать. Фильм претендовал на Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, однако в момент выхода критики лишь сравнивали ленту с набоковской «Лолитой». Тем не менее, именно после этой картины 19-летнюю Лив Тайлер заметили в Голливуде.

Мечтатели (2003)

Париж, 1968 год. На улицах проходят демонстрации студентов и строятся баррикады. Молодой американец Мэттью (Майкл Питт) знакомится с Изабеллой (Ева Грин) и Тео (Луи Гаррель). У трех молодых людей общая любовь к кино и желание рушить каноны. Главные герои выстраивают свою собственную реальность, где ночи напролет они смотрят фильмы и не выходят из дома. Сперва это просто дружба, которая вскоре превратится в сложную паутину психологических и сексуальных отношений.

В период своего позднего творчества Бертолуччи вновь обратился к революционной теме, проведя параллели между сексуальными девиациями и политическими волнениями страны, как когда-то в «Конформисте». Режиссер погружается в эпоху мечтательных 60-х, пик сексуальной и культурной революции. При этом здесь множество оммажей, от классиков кино Годара и Висконти, до греческой скульптуры и французского шансона вроде Эдит Пиаф и Шарля Азнавура. Как и в «Ускользающей красоте», прославившей Лив Тайлер, здесь Бертолуччи открыл миру юную Еву Грин, для которой съемка в «Мечтателях» была актерским дебютом.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: