Где-то я о ней слышал: 5 знаковых фильмов Аньес Варда

Она запустила «Новую французскую волну» и держалась подальше от ее представителей. Она дружила с Джимом Моррисоном и Энди Уорхоллом, изменила наше представление о феминистском кино и показала, как быть настоящим автором во времена, когда кинорежиссура была закрытым мужским клубом. На 90-м году жизни ушла вечная бунтарка — французская режиссерка Аньес Варда. Предлагаем посвятить выходные просмотру пяти ее выдающихся фильмов.

«Пуэнт-Курт» (1955)

Главный герой Луи возвращается в родной французский поселок Пуэнт-Курт спустя 12 лет как покинул его чтобы жить в Париже. Уже на следующий день к нему присоединится жена Эль. Вот только новость у нее не совсем радостная — женщина считает, что брак исчерпал себя и хочет развестись. День, который пара проведет вместе за разговорами и прогулками, еще оставляет шанс на воссоединение.

Дебютная работа Варда, которую девушка сняла после визита в тот самый портовой поселок Пуэнт-Курт для фоторепортажа. Занимаясь исключительно фотографией, Аньес вдохновилась на полнометражный дебют и не прогадала. Ее полудокументальный подход, игра слов, плавность рассказа во многом повлияли на Жана-Люка Годара и Алана Рене (который занимался монтажем картины). Будущий покровитель новой волны Андре Базен даже рекомендовал этот фильм Каннскому жюри, но те признали талант Варда лишь несколькими годами позже.

«Клео от 5 до 7» (1962)

В центре сюжета начинающая певица Клео. Девушке предстоит визит к врачу, где она узнает результат теста, определяющего всю ее дальнейшую судьбу. В ожидании диагноза, Клео посещает гадалку, чьи карты Таро не предвещают ничего хорошего. Охваченная тревогой, героиня бродит по магазинам, кафе и улицам города, где встречает молодого мужчину. Двух незнакомцев объединяет неизвестность перед лицом смерти — пока Клео готовится услышать свой приговор от врача, ее новый друг — солдат, который проводит последние минуты перед отъездом на войну в Алжир.

Вторая режиссерская работа Варда вышла аж через семь лет после дебюта и тут же поразила критиков. Действие ленты развивается как-будто в режиме реального времени, зритель проживает болезненные минуты ожидания вместе с протагонисткой. Лента продолжила идеи новой волны: острый монтаж коротких планов, раздвоение кадра, полудокументальная съемка на улицах, в кофейнях и кинотеатрах, свежесть и легкость повествовательной интонации, бессмысленные диалоги. С этим фильмом Варда впервые заявила о себе на Каннском кинофестивале, а вскоре получила премию Французского синдиката кинокритиков.

«Счастье» (1966)

Это история молодого плотника Франсуа, который живет в счастливом браке с женой Терезой и двумя маленькими детьми. Вскоре он знакомится с телефонисткой Эмили на местной телефонной станции, после чего у них начинается роман. Франсуа не терзают муки выбора — мужчина искренне любит обеих женщин и счастлив как никогда. Эмили разделяет свободные взгляды возлюбленного и готова принимать его детей и жену. Но добродушный и открытый Франсуа не может скрывать правду от Терезы. Однажды он решается ей все рассказать.

Казалось бы, драматическая зарисовка Варда смотрится как сентиментальное кино о семье и верности, однако вторая половина фильма становится даже слегка жуткой в своей любовной идиллии. По словам постановщицы, замысел фильма отталкивался от одной красивой семейной фотографии: «Видимость счастья — это тоже счастье». Лента завоевала Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля, став первым международным признанием для Аньес.

«Без крыши, вне закона» (1985)

Лента начинается со смерти протагонистки: батрак с фермы находит в канаве труп замерзшей женщины со спутанными волосами, в изношенной одежде, мокрой от вина. Это Мона — выбравшая кочевой и независимый образ жизни, бродяжничая по окрестностям южного побережья Франции. Весь фильм построен в виде полудокументальной хроники, опросов людей, знакомых или встречавших Мону. Они рассказывают ее историю, понимая, что никто никогда на самом деле не знал, какой была главная героиня.

«Без крыши, вне закона» стал триумфальным возвращением Варда в игровое кино после девяти лет занятия исключительно документалистикой. Это коренным образом повлияло на структуру фильма, который рушит каноны художественного кино в пользу подчеркнутого реализма. Образ Моны лишен романтизации маргинального образа жизни, авторка преднамеренно показывает всю бесперспективность ее бунта. С этим фильмом Варда ворвалась на Венецианский кинофестиваль, где получила «Золотого льва» и приз ФИПРЕССИ.

«Лица, деревни» (2017)

Говоря об Аньес Варда, не можем не вспомнить хотя бы одну документальную работу постановщицы. В «Лицах, деревнях» Варда объединила усилия с молодым фотографом ДжейАром, чтобы отправиться в путешествие по французским окраинам и рассказать о красоте окружающего мира. Ее компаньон — автор, придумавший формат искусства на стыке фотографии и акционизма. ДжейАр распечатывает сделанные им снимки и вывешивает их для всеобщего обозрения на стенах огромных домов или скалах. Следуя подобному замыслу, Аньес с ДжейАром, к примеру, создают инсталляцию с товарным поездом, каждый из вагонов которого изображает одну из частей тела Варда.

Фильм получил первую в карьере 89-летней режиссерки номинацию на «Оскар». В том же 2017-году Аньес Варда удостоилась почетного «Оскара» за достижения в кино, однако больше запомнилась всем нам своей хулиганской выходкой по отношению к Голливуду. На традиционный ланч оскаровских номинантов, где делается групповое фото, Варда прислала свою картонную фигуру в полный рост, ссылаясь на проблемы со здоровьем. В тот день с картонной Аньес успели сфотографироваться чуть ли не все звездные гости.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: