Марафон выходного дня: спасибо Спилбергу за счастливое детство

В 2018-м году компания Стивена Спилберга Amblin внезапно вспомнила о своих истоках. «Первому игроку приготовиться» и «Дом с часами в стенах» во многом попытались вернуть зрителей в детскую атмосферу беззаботности, по которой известны мифические 80-е.
Именно Amblin, основанная Спилбергом, Кэтлин Кеннеди (заведующая «Звездными войнами») и ее мужем Фрэнком Маршаллом, ответственна за большинство подростковых лент, которые окрасили девятое десятилетие ХХ века в знакомые ныне цвета ностальгии. В честь выхода «Дома с часами в стенах» мы решили вспомнить первые работы молодой компании и провести с ними выходной.

1982
Инопланетянин
Реж. Стивен Спилберг
Культовая лента о дружбе инопланетянина E.T. и детей стала второй работой студии, начав эпоху подростковых 80-х в кино. Фильм номинировали на «Оскар» сразу в 9 номинациях, среди которых были «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая операторская работа». Правда победил «Инопланетянин» только в технических категориях. Популярность картины была настолько велика, что Национальный совет США довольно быстро поместил его в Национальный реестр фильмов.
Что интересно, в ленте снялся Харрисон Форд в роли директора школы, но единственную сцену Спилберг вырезал, так как решил, что появление звезды смутит зрителей. «Инопланетянина» многое роднит со «Звездными войнами» — в фильме звучит тема Йоды, а раса E.T. впоследствии появилась в трилогии-приквеле, их можно увидеть в сценах заседания сената.

1984
Гремлины
Реж. Джо Данте
Первый сценарий молодого таланта Криса Коламбуса превратился в самый противоречивый фильм 80-х. С одной стороны милаха Гизмо стал прототипом для игрушек ферби, а правила «не мочить водой, держать подальше от яркого света, и никогда не кормить после полуночи» знал каждый подросток. С другой стороны даже кинокритики были шокированы количеством смертей и насилия во вроде как рождественской ленте.
«Гремлинов» можно назвать одним из первых детских фильмов ужасов. Сами создания основаны на мифологических кельтских персонажах, которые стали популярными после выхода одноименной сказки Роалда Дала и до этого часто появлялись в поп-культуре (например, в культовой серии «Сумеречной зоны»). После успеха в прокате, картина обзавелась двумя сиквелами и целым полком подражателей, среди которых можно выделить «Зубастиков».

1985
Молодой Шерлок Холмс
Реж. Барри Левинсон
85-й стал решающим годом для Amblin. Компания выпустила сразу пять фильмов, среди которых нашлось место как культовым подростковым лентам, так и драматическим картинам для взрослого зрителя. Больше всего среди премьер выделился «Молодой Шерлок Холмс». Интерпретация Конана Дойла, где сыщик и его компаньон учатся в университете, не сыскала огромной популярности в прокате, но стала первым фильмом, где появился полностью созданный на компьютере персонаж. Рыцаря в витрине разработало подразделение Lucasarts, возглавляемое Эдом Кэтмоллом (позже оно будет выкуплено Стивом Джобсом и получит имя Pixar).
Результат — «Оскар» за визуальные эффекты. К слову, сценаристом тут опять выступил Крис Коламбус и опять картина получила смешанные отзывы из-за странного сочетания милой романтической комедии и кровавого триллера.

1985
Балбесы
Реж. Ричард Доннер
Культовая лента Ричарда Доннера могла бы считаться самым влиятельным творением Amblin, если бы не вышедшая в тот же год «Назад в будущее». «Балбесы» цитируются практически во всех подростковых фильмах, а их влияние на кино можно сравнить разве что с «Клубом “Завтрак”». Историю о четверке мальчишек, которые ищут клад в надежде сохранить свой дом, стала первой совместной сценарной работой Спилберга и Коламбуса. Первый придумал сюжет, второй разработал детальную историю. Вероятно, благодаря влиянию продюсера, Крис не решился добавить мрачности и убийств в картину.
Что любопытно, для режиссера Ричарда Доннера работа над подростковым кино была крайне нетипичным опытом. До этого он уже снял две части «Супермена» и «Леди-ястреб», а после «Балбесов» взялся за франшизу «Смертельное оружие».

1988
Американская история
Реж. Дон Блут
Украинские мыши-евреи, тяжелая жизнь эмигрантов в США, расовые вопросы, мафия — не удивительно, что Дон Блут ушел из Disney из-за несовпадения творческих идей. Мрачные анимационные фильмы режиссера потом станут одной из визитных карточек Amblin, а свою первую картину он создавал вместе со Стивеном Спилбергом — знаменитый продюсер таким образом хотел увековечить память о своих родственниках, приехавших в США из Одессы. В результат мышонок Файрвел стал символом студии мультипликации «Amblimation» (которую основал Спилберг), получил собственный атракцион в парке Universal и даже звание талисмана UNICEF.
К слову, фильм вызвал подозрение у Арта Шпигельмана, который решил, что создатели анимации плагиатят его идею показать евреев именно как мышей. Но подавать в суд он не стал, а убедил своего издателя выпустить комикс «Маус» в двух частях, чтобы первая вышла до премьеры «Американской истории». Так и случилось.
ВСПОМНИТЬ

ЗА