Сделайте погромче: Лучшие саундтреки 2018 года

Автор Vertigo

Когда-то Стивен Спилберг сказал, что хороший саундтрек — это тот, который совершенно незаметен в фильме. В его понимании правильно музыкальное сопровождение настолько органично вписано в повествование, что зритель не рефлексирует о музыке когда смотрит кино, она сливается с общим сюжетом (за исключение разве что мюзиклов, где песни и танцы сложно не заметить). Здесь наша редакция готова поспорить со Стивеном. Как отличная музыка может остаться незамеченной? Хороший музыкальный ряд обязательно обратит на себя внимание хотя бы тем, как влияет на восприятие или как всецело передает атмосферу постановки, как движет сюжет и меняет динамику сцен.

По этому поводу мы вместе с магазином виниловых пластинок Vinyla выбрали целых двенадцать саундтреков из фильмов 2018 года, которые по нашему мнению можно спокойно покупать на виниле и слушать отдельно от фильма. Обратите внимание, что в наш топ вошли альбомы либо с оригинальной музыкой приглашенного композитора, либо с компиляцией треков, записанных специально для фильма. Так что крутого ретро-саундтрека из «Отеля Эль-Рояль», не будет, простите. Приступим.

«Аннигиляция»

Джефф Бэрроу и Бен Салисбери

Во всевозможных топах лучших фильмов года «Аннигиляция» Алекса Гарланда подозрительно отсутствует, а жаль. И если о фильме еще можно поспорить, то о саундтреке следует сказать только одно — пока что это одна из лучших коллабораций Джефф Бэрроу из Portishead c британским композитором Беном Салисбери. Ранее они уже написали саундтрек для «Из машины» того же Гарланда. Был, к тому же, неофициальный тяжело-синтетический саундтрек к так и не снятому фильму про судью Дредда Пита Тревиса.

Дуэт всегда подходил с минимализмом к атмосферными синти-звуками, зато в «Аннигиляции» композиторы берут размахом оркестровок. Подобно Гарланду, который растет как мастер sci-fi историй, и выходит из закрытого пространства «Из машины» в дикую и неосяжную местность «Аннигиляции», так и Бэрроу с Салисбери — увеличивают количество звукового дизайна, добавляют к синтезаторам акустическую гитару и манипулируют вокальными эффектами. Оркестровки со струнными звучат зловеще, а электронные помехи дают внеземной эффект этому фильму.

«Тебя никогда здесь не было»

Джонни Гринвуд

Гитариста Radiohead Джонни Гринвуда впору называть одним из лучших кинокомпозиторов современности. Можно даже сказать, что лучшие свои вещи он написал не для рок-группы, а для кино. Конечно, в контексте его союза с кинематографом, на ум сразу приходит сотрудничество с Полом Томасом Андерсоном, но об этом позже. Сейчас поговорим об удивительном саундтреке к триллеру Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было». Гринвуд не часто сам обращается к режиссерам, но в случае с Рэмси как раз композитор выступил инициатором коллаборации. С Линн у него есть общая история — оригинальный музыкальный ряд к ее уже культовому «Что-то не так с Кевином».

В чем прекрасен творческий подход Гринвуда — так это в постоянном желании экспериментировать. Будучи гитаристом, Джонни редко использует электро-гитару в саундтреках. Тем неожиданней звучат гитарные фрагменты в его саундтреке к триллеру с Хоакином Фениксом. Тягучие дисгармоничные скрипки, тяжелая ритмичная виолончель и холодные синтезаторы — музыкальный ряд этого фильма способен как замедлить повествование до простейшего видео-арта, так и ускорить до ранга экшн-боевика.

«Мэнди»

Йохан Йоханнссон

Все, кто следил за творчеством исландского композитора Йоханна Йоханссона, были уверены в том, что впереди у него как минимум «Оскар» (который следовало дать еще за «Прибытие» Дени Вильнева), а как максимум — успешная карьера в Голливуда и звание самого оригинального экспериментатора в мире саундтреков. От того еще трагичней было узнать о смерти Йоханссона в феврале 2018-го. В этом контектсте рассматривать его последнюю работу еще символичней — в саундтреке к «Мэнди» исландец оставляет позади голливудские оркестровые партитуры и возвращается в свою стихию — эмбиент.

 

«Мэнди» — это пугающая притча об отчаянии и любви, так что саундтрек Йоханна дополнен нотками холодного блэк-металла, перегруженного дроуна и угрожающего нойза. За лирику здесь отвечает одинокая реверберирующая гитара Стивена О’Мэлли — основателя группы  Sunn O))). Йоханнссон нашел в данной работе баланс между хоррором и романтикой, холодом и теплом. Насколько органично звучат его привычные эмбиентные фрагменты, настолько же внезапно здесь возникают электронные тональности родом из 80-х.

Призрачная нить

Джонни Гринвуд

Вернемся к Джонни Гринвуду. Сотрудничество гитарист Radiohead с Полом Томасом Андерсоном — одна из лучших  комбинаций от мира кино и музыки. На счету Гринвуда музыка к картинам «Нефть», «Мастер» и «Врожденный порок». Но в случае с «Призрачной нитью» композитор создал, пожалуй, свой самый зрелый саундтрек, вдохновленный джазом 50-х. Как результат — Гринвуда впервые номинировали на «Оскар», хотя статуэтку отхватил Александр Деспла с музыкальным рядом к «Форме воды».

Гринвуд проделал впечатляющую работу: музыкант изучил стиль аранжировщика для биг-бэндов Нельсона Риддла, вдохновился игрой пианиста Глена Гульда, саксофониста Бена Уэбстера и написал настоящее импрессионистское произведение. Здесь много минималистической бароковой музыки — как раз то, что определенно слушал бы строгий кутюрье Рейнольдс Вудкок. Есть в «Призрачной нити» и невероятное внимание к деталям: один из фрагментов саундтрека исполнен на цимбалах, как намек на люксембургское происхождение главной героини Альмы. В целом же пожелание Пола Томас Андерсон по саундтреку звучало как «дохренища струнных». Так что на выходе режиссер получил музыкальное сопровождение с оркестром из 60 струнников — самым большим в карьере Гринвуда, кстати.

«Черная Пантера»

Людвиг Горанссон

Marvel обычно не везло с саундтреками. Точнее сказать, студия не решалась на эксперименты, ограничиваясь музыкой для поддержания эмоционального настроя зрителей. Что тут сказать, если на 20 фильмов единственной более-менее запоминающейся мелодией была тема «Мстителей», которую даже преданные фанаты не всегда могут вспомнить. В «Черной пантере» саундтрек наконец-то обрел аутентичность — режиссер Райан Куглер пригласил в проект старого друга Людвига Горанссона. Тот понял важность оригинальной африканской культуры для фильма и поехал на черный континент собирать материал.

Проанализировав музыкальные обычаи африканских племен, композитор сочинил настоящие легенды, которые раскрываются через инструменты. Для Т’Чаллы использовался «говорящий барабан», а для Киллмонгера — тамбин, разновидность флейты. Комплексный и необычный подход Горанссона позволил картине найти близкое к корням звучание, не превратив саундтрек в клише. Хотя в итоге Marvel впихнули в работу Людвига много привычно нейтральных струнных мелодий.

Стоит также упомянуть отдельный альбом-компиляцию треков, спродюсированных Кендриком Ламаром. Вдохновленная фильмом пластинка напоминала об афроамериканском контексте манифеста «Черной пантеры», но все же в некотором роде сыграла не на руку фильму. Поклонники, заслушавшие альбом и вдохновившись невероятным трейлером (где звучит микс Bagbak и The Revolution Will Not Be Televised) ожидали от фильма мощного хип-хопового звучания, а получили привычные для Marvel плоские скрипки.

«Остров Собак»

Александр Деспла

Для новой картины Уэс Андерсон решил не экспериментировать, а пригласил уже проверенных людей — с музыкальным супервайзером Рэндаллом Постером он сотрудничал со времен первой своей картины, а композитор Александр Деспла  работал над «Фантастическим мистером Фоксом», «Королевством полной луны» и «Отелем “Гранд Будапешт“» (за который получил «Оскар»). Так как события «Острова собак» происходят в Японии, саундтрек был вдохновлен народными мотивами страны Восходящего солнца и даже использовал музыку из классических фильмов Акиры Куросавы (речь о «Пьяном ангеле» и «Семи самураях»).

 

Постер, вечный партнер Андерсона в поисках малоизвестного инди, не сидел сложа руки — в фильме звучит I Won’t Hurt You группы The West Coast Pop Art Experimental Band и даже мелодия «Поручик Киже», написанная Сергеем Прокофьевым для одноименного фильма в 30-е годы. Самым запоминающимся элементом фильма все же являются барабаны — ритмы, записанные с японским музыкантом Каору Ватанабе, звучат на протяжении всего фильма.

«Первый человек»

Джастин Гурвиц

После «Ла-ла Ленда» на Джастина Гурвица было возложено даже слишком много. К счастью для него, Дэмьен Шазелл не стал опять возвращаться к теме джаза, а взялся за ленту о космосе. Это существенно развязало руки композитору, который, вдохновляясь дешевой научной фантастикой, включил в музыкальный ряд терменвокс, старые звуковые искажатели и первые синтезаторы. Правда о масштабности Гурвиц тоже не забывал — саундтрек записывал оркестр на 94 инструмента.

Главную тему фильма, сыгранную на пианино, Джастин сочинил еще до начала съемок. Шазелл ее услышал и попросил оставить, так как мелодия звучала «очень одиноко и очень красиво». Специально для фильма Леон Бриджес перезаписал культовую песню Гила Скотта Эрона Whitey on the Moon. Что интересно, The Revolution Will Not Be Televised, которая звучит в трейлере «Черной пантеры», тоже написана Гилом Скоттом Эроном. Во многом, саундтрек «Первого человека» примечательный своей разноплановостью — здесь есть и мощные гимны, и нежные соло, и даже ретро-футуристические звуки терменвокса.

«Человек-паук: Вокруг света»

Дэниел Пембертон

Дэниел Пембертон ответственный за самый недооцененный саундтрек прошлого года — «Короля Артура». В этот раз его работа вряд ли пройдет незамеченной. Анимационного «Человека-паука» уже можно называть одним из лучших фильмов года и несмотря на верховенство визуального стиля, без саундтрека Дэниела фильм бы воспринимался не настолько органично. Композитор умудрился переплести разные стили музыки для каждого из супергероев, параллельно создав очень тактильное ощущение Нью-Йорка, в котором происходит действие. При этом музыка в фильме часто вторит картинке и не боится брать на себя максимум внимания. Как, например, в сцене погони Бродяги за Моралесом.

Отдельно стоит упомянуть альбом треков, записанных для фильма. В отличие от «Черной пантеры», практически все песни звучат в ленте и непосредственно влияют на восприятие сюжета — будь-то лирическая и меланхоличная Sunflower от Post Malone и Swae Lee или агрессивная What’s Up Danger от Blackway и Black Caviar, без которой запоминающаяся сцена полетов Майлза по Нью-Йорку была бы не такой эффектной.

«Звезда родилась»

Леди Гага, Брэдли Купер

Одной из главных проблем «Звезды» 1976 года было то, что ее создатели использовали рок-музыку как очередную декорацию. Хотя центральные персонажи якобы были рок-звездами, зрителям приходилось очень сильно напрячься, чтобы поверить в то, что кто-то купил бы билет на концерт Эстер Говард (Барбра Стрейзанд). Конечно, Стрейзанд – одна из самых талантливых певиц своего поколения, но ее превращение в бунтарку казалось неискренним, а баллады – неудачной попыткой имитировать популярное на тот момент звучание. Дело не только в ленте Фрэнка Пирсона – большинство картин о музыкантах страдают от того, что музыка, от которой сходят с ума слушатели в самом фильме, оставляет зрителей равнодушными.

В ленте Брэдли Купера все иначе – над музыкой к фильму работала добрая полудюжина чрезвычайно успешных музыкантов: продюсер Марк Ронсон, Дайан Уоррен, кантри-гитарист Джейсон Исбелл, Пол Кеннерли и, конечно, сама Леди Гага. Хиты из фильма действительно стали популярными песнями в реальной жизни – мы бы соврали, если бы сказали что ни разу не подпевали, когда Shallow звучала по радио. Единственное, что отличает этот альбом от «настоящего» эклектичного сборника песен и выдает его киношную сущность – нарочито примитивные тексты песен вроде Why Did You Do That? Пусть Леди Гага и утверждает, что композиция не задумывалась как сатира на поп-культуру и музыкальную индустрию, излишне легкомысленный текст заставляет думать иначе.

«Суспирия»

Том Йорк

Тому Йорку выпала пугающая задача – фронтмену Radiohead пришлось писать саундтрек к ремейку фильма, который большинство зрителей помнит как раз благодаря музыке. К счастью, Йорк не растерялся (точнее – растерялся и даже изначально отказывался писать саундтрек к ленте Гуаданьино, но в итоге передумал) и умышленно создал саундтрек, который кардинально отличался от культового творения прог-рокеров Goblin.


В итоге музыка к новой «Суспирии» получилась тягучей, тоскливой и, неожиданно, порой даже немного попсовой: тут хватает и электронного гула, и минорных минималистичных композиций, исполненных на фортепиано, и даже небольших хоралов. Больше всего на фоне всех этих экспериментов выделяется пара композиций, которые спокойно вписались бы в сольный альбом самого Йорка – медленные, гипнотизирующие, но довольно прямолинейные мелодии с ритмичной бас-гитарой. В случае любого другого фильма ужасов поп-рок мелодии могли бы только навредить, расслабив тщательно продуманную атмосферу. Но тут легкие отсылки к песням Radiohead не портят ощущение от картины, а помогают зрителю воспринимать ее не слишком буквально. Без этого некоторые сцены наверняка бы довели многих из нас до слез – сложно наблюдать за таким количеством насилия на экране. Конечно, в некоторых моментах саундтрек только усугубляет ощущение дискомфорта и животного страха – несмотря на блестящую хореографию, танец Volk завораживает еще и благодаря странным, почти ритуальным ритмам одноименной композиции.

«Наследие»

Колин Стетсон

2018 можно смело назвать годом удачных ужастиков – нам посчастливилось увидеть и новую «Суспирию», и полноценный сиквел классического «Хэллоуина», и неожиданно удачный хоррор Джона Красински «Тихое место». Сложная и шокирующая «Наследие» вызвала множество вопросов и кардинально разных отзывов, но сложно критиковать ее мрачный саундтрек.

Композитор Колин Стетсон стремился создать музыкальное сопровождение, которое не отвлекало бы от событий на экране и эта затея удалась – тут нет легко запоминающихся мелодий (в чем-то этот саундтрек можно считать антиподом работы Тома Йорка). Вместо этого саундтрек почти полностью состоит из ненавязчивых композиций для фортепиано и скрипок и давящих, диссонансных электронных пассажей. Некоторые критики назвали музыку Стетсона «приведением» фильма, и в этом есть доля правды. Чтобы действительно оценить работу музыканта, желательно послушать саундтрек без привязки к самой картине.

«Тихое место»

Марко Белтрами

Марко Белтрами – один из самых успешных кинокомпозиторов, работающий преимущественно над саундтреками к хоррорам. Среди его самых известных композиций – музыкальное сопровождение к «Обители зла», «Крикам» (Марко вообще часто работал с легендарным Уэсом Крейвеном), «Факультету» и «Хеллбою».

Саундтрек к «Тихому месту» Джона Красински – одна из самых необычных работа в послужном списке Белтрами. Во-первых, потому что сюжет фильма рассказывает о чрезвычайно тихом мире, в котором малейший шорох может показаться смертельным. Во-вторых, если абстрагироваться от страшной истории, то саундтрек «Тихого места» удивительно приятный и даже расслабляющий. В этом частично виноват скромный бюджет фильма – композитор не смог нанять оркестр, как планировал изначально, и поэтому пришлось экспериментировать с минималистичными мелодиями, исполненных на немного расстроенном фортепиано. В итоге это играет на руку и самому альбому, и фильму – тихий, камерный саундтрек отлично дополняет страшную историю и служит достойным музыкальным произведением сам по себе.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: