Сибель Кекилли: «Шоу-бизнес — мужская игра, женщины тут выполняют роль подружек или трофеев»

Одесский международный кинофестиваль – не только главное кинособытие в Украине, но и отличный повод пообщаться с интересными людьми. Например, с немецкой актрисой турецкого происхождения и правозащитницей Сибель Кекилли. Актерский дебют Сибель состоялся в драме «Головой об стену», удостоившейся «Золотого медведя» и Приза ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале. С тех пор она получила премию немецкой киноакадемии за лучшую женскую роль и была номинирована на премию европейской киноакадемии. Впрочем, фанаты «Игры престолов» помнят ее как Шаю, единственную женщину, способную приструнить Тириона Ланнистера.

Как тебе Одесса и сам фестиваль? На море уже успела побывать?

Одесса – прекрасный город, знаешь, я действительно влюбилась в него. Даже подумываю о том, чтобы купить квартиру тут. Или снимать, серьезно. Я просто влюблена в архитектуру, все эти старые домики и маленькие дворики. Город такой зеленый и еда у вас замечательная! Пока что я видела море с Потемкинской лестницы. Прекрасно сидеть в парке и любоваться таким пейзажем. Купаться времени вообще нет, увы.

В этом году ты заканчиваешь съемки сериала «Место убийства», что дальше?

Скоро начнутся съемки фильма «Берлин, я тебя люблю». Если знаешь все эти фильмы вроде «Париж, я тебя люблю» или «Нью-Йорк, я тебя люблю», то это подобный альманах. Мы начнем снимать его в конце августа. А еще я получила роль в европейском сериале под названием «Пули». Съемки будут проходить в Финляндии, Грузии и Бельгии. Так что это будет действительно международный проект.

Если не секрет, расскажи в двух словах о своей роли.

Честно говоря, я точно не знаю, можно ли мне об этом говорить, но буквально пару слов скажу. Сериал будет исследовать особенности жизни террористов.

Звучит интригующе. Наверное, все это спрашивают, но ты смотришь «Игру престолов»?

Нет-нет, не смотрю. Я прекратила смотреть его как только моего персонажа убили. Мне было просто слишком грустно смотреть на всех своих коллег, я по ним очень скучала и скучала по съемкам, мне этого всего не хватало. Мне показалось, что если я не буду смотреть, то станет легче справиться со своей грустью. А потом я просто потеряла сюжетную нить и теперь не могу смотреть, потому что не понимаю, что там происходит. Но повсюду эти спойлеры, все ко мне подходят и рассказывают, кто умер. А я просто не могу уже это все слышать. Но как-то найду время и опять буду смотреть, я хочу вернуться к просмотру.

Кадр сериала «Игра Престолов», Питер Динклэйдж, Сибель Кекилли

Питер Динклэйдж и Сибель Кекилли в «Игре престолов»

«Игру престолов» часто критикуют за изображение насилия над женщинами, некоторые говорят, что там слишком слабые женские персонажи. Что ты думаешь по этому поводу? Такие сериалы могут вдохновлять женщин?

Однозначно! Джордж Мартин просто обожает женщин, серьезно! И знаешь, во времена старта первого сезона это был один из первых случаев, когда американский сериал показывал сильных женщин, когда они были не просто украшением или выполняли декоративную функцию, а развивались как личности. Некоторые из них начинали никем, но со временем добивались власти и богатства, не боялись отстаивать свои права и достигать того, чего хотели.

В «Безумцах», к примеру, тоже было множество женских персонажей, но главные роли принадлежали мужчинам. Я обожаю сериал «Клан Сопрано», но там вся власть была у мужчин. Ну, а сериалы вроде «Секса в большом городе» – не совсем то, что я хотела бы видеть, там не те женские персонажи. Или, например, «Карточный домик» — сейчас Клэр Андервуд играет значительную роль и ее влияние увеличивается, но в самом начале центральным персонажем был герой Кевина Спейси.

Женщины «Игры престолов» имеют свои амбиции и желания. Они используют все свои инструменты: хитрость и ум, сексуальность и красоту. Мне кажется, такой пример вдохновляет.

Ты говорила в основном об американском телевидении, а как обстоят дела с европейскими сериалами? Есть ли какая-то разница в подходе к женским персонажам?

Знаешь, в американских фильмах и сериалах всегда были роли сильных, красивых женщин, но эти роли всегда были маленькими. Мне кажется, исторически в европейском кино у женщин было больше главных ролей. Это особенно очевидно во французском кинематографе, там женщины имели возможность быть сильными. Американские фильмы медленно приходят к мысли, что можно давать женщинам главные роли. Я очень радовалась выходу «Чудо-женщины» и его популярности. Это прекрасно, что следующим Доктором в «Докторе Кто» станет женщина. Это важные шаги в правильном направлении. А вот ситуация с «Охотницами на привидений» меня шокирует. Повальная критика такого фильма — это очень странно и неправильно. Знаешь, я даже слышала, что исполнительницы главных ролей получали множество угроз и просто оскорбительных сообщений, это же отвратительно! Почему женщина вдруг не может быть охотницей за привидениями? Это всего лишь фильм, а не конец света. Меня это очень злит. Надеюсь, такие настрои со временем просто вымрут. Если женщины прекратят ссориться между собой, то они смогут достичь большего. Нужно бороться.

Очень мудро. Кстати, о борьбе. Ты уже несколько лет работаешь с организацией Terre des Femmes, расскажи немного об этом.

Эта организация помогает женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Мне регулярно приходят оскорбительные сообщения и даже угрозы, просто за то, что я работаю с подобной организацией. Они хотят меня остановить, но это действительно важно и я не могу опустить руки. Я из мусульманской семьи, я выросла в окружении мусульман и знаю лично, что такое насилие, потому что пережила все это. Если бы ты, например, пыталась помочь мусульманским женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, то услышала бы упреки в том, что, якобы, ничего не знаешь о нашей культуре и лезешь не в свои дела. Критики этой организации не могут сказать мне ничего подобного. Я прекрасно знаю, какой является мусульманская культура. Я не оперирую стереотипами о мусульманах и не пытаюсь показать нашу культуру в плохом свете, я говорю о реальных проблемах, о которых следует говорить открыто. Например, об убийствах чести. Или об этом недавнем случае, когда девушку в Саудовской Аравии арестовали просто за то, что на ней была короткая юбка.

Ты занимаешься очень смелым и благородным делом. Как чувствуешь, есть какой-то прогресс?

Недавно президент (Франк-Вальтер Штайнмайер, президент Германии — ред.) вручил мне награду за достижение в сфере защиты прав человека. Это – невероятная честь. Я совершенно не ожидала. Конечно, я занимаюсь всем этим не ради медалей или какого-то признания, но мне приятно осознавать, что подобные вопросы получают все больше огласки. Мы недавно сняли обучающий фильм о насилии и его показывали в немецких школах. Чем больше людей говорят об этом, тем лучше для нас всех.

Кадр фильма «Головой об стену», Бирол Унел, Сибель Кекилли

Бирол Унел и Сибель Кекилли в фильме «Головой об стену», 2004

Мне кажется, одна из проблем домашнего насилия – табуированность этой тематики. Многие женщины попросту стыдятся говорить о своем опыте. Как думаешь, подобные сюжеты в кино и сериалах способствуют огласке?

Несомненно! Один из моих фильмов, «Когда мы уйдем» (картину показали на Одесском кинофестивале в этом году — ред.), как раз показывает две стороны проблемы — сторону девушек, которые вырастают в консервативных мусульманских семьях и сторону их отцов и братьев. Мусульманская община довольно замкнута, если соседям или родственникам кажется, что чья-то дочь себя неподобающе ведет, они будут осуждать всю семью. Люди просто так не решают убить собственную дочь за аморальное поведение. На них давят внутри общины.

Все эти вопросы не так однозначны, как может показаться со стороны. Я бы никогда не снималась в фильме, который показывает этот конфликт однобоко. Не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, все допускают ошибки. Нужно не просто осуждать, а пытаться понять, что происходит в голове человека, решившегося убить собственного ребенка. В мусульманской среде социальное давление играет огромную роль, гораздо большую, чем, например, среди немцев, не исповедующих ислам. Я думаю, это связано не только с религией, но также с тем фактом, что мусульмане в основном общаются только в рамках своей общины. Это закрытое пространство, и западные идеи туда просачиваются довольно медленно. Мне кажется, в деревнях, где живут ортодоксальные евреи, происходят примерно такие же вещи.

Украинское общество тоже довольно консервативно в некоторых вопросах, но не до такой степени, к счастью. Даже не представляю, насколько сложно бороться с домашним насилием в еще более консервативной среде.

Мне украинское общество не казалось консервативным, скорее наоборот! Но да, мне очень важно бороться, потому что я понимаю, что есть девушки, которые не смогут отстаивать свои права и я должна им помочь. Вообще, сексизм присутствует повсюду, это особенно ощутимо в киноиндустрии. Как только женщина стареет, на ней ставят крест в профессиональной среде. А если ты пытаешься делать пластические операции и подтяжки, то рискуешь получить шквал критики от журналистов с призывами принимать себя такой, какой есть. С возрастом я все больше и больше понимаю, что люди постоянно игнорируют границы моего личного пространства и позволяют себе пренебрегать моими желаниями.

Мой тебе совет — как только становится некомфортно, говори: «Вот моя черта, вот мое личное пространство, не смейте переходить эту границу». Иначе по тебе будут постоянно топтаться.

Домогательства – вообще отдельный вопрос, актрисы постоянно с этим сталкиваются. Некоторые не видят в этом ничего плохого, ну, подумаешь, поцелуюсь с кем-то взасос, зато получу роль! Я вообще не понимаю такой подход, это ведь дико! Но у многих двадцатилетних девочек еще не хватает опыта и смелости, чтобы дать отпор. Тем более, если отказать кому-то, то пойдет слава о твоей стервозности или о том, что с тобой невозможно работать. Это касается не только каких-то мелких извращенцев, но и великих режиссеров. Взять хотя бы того самого Хичкока. Да, он гениальный кинематографист, я этого не отрицаю, но посмотри, как он вел себя со своими актрисами! Он же просто мучал их. Или вспомни, например, Ингрид Бергман. Сильная женщина, которая решила уйти от своего мужа, и чем это закончилось для нее? Испорченная репутация и даже запрет работать в Штатах. Как думаешь, что в таком случае было бы с актером-мужчиной? Ничего, он бы продолжал дальше получать зрительскую любовь и награды.

Лично меня очень радует, что о таких вещах все чаще говорят и что смелые актрисы наконец-то заявляют о том, что с ними происходило. Как думаешь, это может как-то повлиять на ситуацию? Возможно, у мужчин в киноиндустрии появится подобный страх испортить себе репутацию?

Шоу-бизнес – мужская игра, женщины тут выполняют роль подружек или трофеев, красивой вишенки на торте. Мне кажется, пока что изменения очень незаметные, хотя они несомненно есть. Просто нужно время и нужны женщины, готовые отстаивать свои права. Только сейчас мы начинаем говорить о сексизме, домоганиях и о том, что актрисы получают меньше своих коллег-мужчин. Мы начинаем медленно понимать, что проблемы есть, хотя еще не решаем их достаточно эффективно. Любые изменения начинаются с понимания, что все не так хорошо, как нам казалось.

Но ведь есть и маленькие победы, взять хотя бы «Чудо-женщину» и успех Софии Копполы в Каннах.

Да, конечно! Я очень рада триумфу Пэтти Дженкинс, «Чудо-женщина» – огромный рывок вперед. Прекрасно видеть, что столько людей посмотрели этот фильм и оценили его по заслугам. Надеюсь, теперь женщинам будут чаще доверять такие блокбастеры. За Софию Копполу я тоже очень рада, несомненно, ей пришлось доказывать миру, что она чего-то стоит. С другой стороны, не хочу омрачить ее успех, но подозреваю, если ты – дочь великого Копполы, что-либо доказать будет проще. Она, безусловно, талантлива, но на начальном этапе карьеры у нее однозначно была помощь от семьи. У многих женщин, к сожалению, этого нет. Но я все равно очень надеюсь, что женщин-режиссеров со временем будет больше и это повлияет на качество женских персонажей в кино. В любом случае, маленькими шагами мы двигаемся в правильном направлении.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: