Все дело в критике
Современное искусство — вечная тема для шуток. Над ним потешался Квартет И в картине «О чем говорят мужчины», с его помощью Рубен Эстлунд получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а теперь и создатель «Стрингера» Дэн Гилрой решил поизмываться над художниками, сняв «Бархатную бензопилу». Точнее, так говорят многие критики. Рецензенты спокойно ставят равно между нашумевшим «Квадратом» и новой лентой Netflix, проводят параллели и смеются над привычными хохмами. На самом деле все не так. Как и в предыдущем своем фильме (да, «Стрингер»), Гилрой и здесь критикует погоню за деньгами, попутно создавая красочный и оригинальный слэшер.
Картина рассказывает о Жозефине (Зои Эштон), помощнице владелицы арт-галереи Родоры Хейз (Рене Руссо). Девушка случайно находит работы умершего на ее руках неизвестного художника, которые оказываются настоящей бомбой. Известный критик и любовник главной героини Морт Вандеруолт (Джейк Джилленхол) пишет им оды и берется за книгу о мастере, бывшая работодательница становится партнершей, а деньги льются рекой. Правда автор завещал уничтожить картины, так что в дело вступают мистические силы и без смертей тут не обойдется.
На самом деле у «Стрингера» и «Вельветовой бензопилы» много общего. В обоих случаях невинные на первый взгляд вещи (новостные сюжеты и картины) превращают мир вокруг себя в кровавое месиво из-за денег, которые манят людей. Но если лента 2014 года была психологическим триллером, то здесь режиссер решил сделать ставку на фильм ужасов. Как минимум потому, что самостоятельно искусство в кино еще никогда никого не убивало.
Центральную роль в сюжете играет герой Джейка Джилленхола, критик Морт Вандеруолт. Именно этот персонаж разделил мнение рецензентов на два противоположных лагеря. Во многом, восприятие фильма зависит всего от трактовки одной фразы. В открывающей сцене, где нас знакомят со всеми действующими лицами, Морт рассматривает одну из картин художника Пирса (его играет Джон Малкович) и говорит своей подруге Родоре: «Все же не стоило Пирсу бросать пить». После ответа той, что полотно нарисовано еще когда мастер употреблял спиртное, Вандербилт поворачивается к ней с фразой «Вот именно». Ее можно трактовать как попытку скрыть свою некомпетентность, так и подтверждение эрудиции.
Velvet Buzzsaw/ Оригинальное название
109 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА
слэшер ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Дэн Гилрой
СЦЕНАРИЙ:
Дэн Гилрой
В РОЛЯХ:
Джейк Джилленхол
Рене Руссо
Тони Коллетт
Зави Эштон
Том Старридж
Наталия Дайер
Давид Диггс
Билли Магнуссен
Джон Малкович
Если вы остановитесь на первом варианте, то весь фильм вам покажется гротескной сатирой на арт-мир, где никто не понимает настоящее искусство, а просто тыкает пальцем в самую странную штуку и продает ее за миллионы долларов. Правда при этом персонаж Джилленхола где-то в середине фильма начинает вести себя слишком странно, придерживаясь достойных принципов и отрицая влияние «золотого тельца».
Если же изначально воспринимать Морта как знатока своего дела, то все становится куда понятнее. Гилрой в сценарии не делит героев на хороших и плохих. В «Бархатной бензопиле» отсутствует линия морали — герои действуют в серой зоне, умудряясь одновременно выступать в разных ролях. Это добавляет фильму реализма, что особенно видно по все тому же Вандеруолту.
Герой Джилленхола — отличная иллюстрация адекватной работы критика (хоть и поведение у него немного гиперболизировано). Он великолепно разбирается в искусстве, не продается, деформирован работой («Я переборчив, у меня профессия такая»), предан своему делу и что главное, знает себе цену. Желание заработать сосуществует с высокими идеалами, что серьезно ломает шаблон многим зрителям и рецензентам. Более того, именно искренняя любовь к работе делает его единственным персонажем, которому хочется сопереживать. Все же остальные действующие лица слишком далеко заходят в погоне за деньгами.
Тема современного искусства у Гилроя выступает всего лишь фоном и средством для красочных убийств. Да, некоторые из героев действительно путают мусорные пакеты с инсталляцией, но подобные моменты призваны показать их невежество и слепую манию наживы, ради который они занимаются не слишком понятным делом. При этом художники в сценарии прописаны очень нетривиально (как для массового кино) — они горят своим делом и помешаны в первую очередь на желании создавать. То же касается и арт-объектов в кадре. Большинство из них отлично смотрелись бы на современных выставках, тогда как в том же «Квадрате» Эстлунда они скорее выступали инструментом для сатирического высмеивания.
За всем этим не стоит забывать о слэш-составляющей картины. Она, как и положенно арт-полотну, здесь вырвана из привычного контекста саспенса и парней в масках. Искусство, потревоженное манией денег, убивает иронично, изысканно и местами очень вычурно, напоминая о том, что не стоит идти против воли творца — какой бы она ни была.
Мы не собираемся идти ни против, ни за волей Дэна Гилроя. «Бархатная бензопила» — динамичная, красивая, с отличной игрой актеров и центральной идеей, которую каждый поймет как ему угодно. Главное — всегда внимательно присматривайтесь к картинам, которые покупаете. Иногда они не те, чем кажутся.
Ratings in depth
- #СтоитПосмотреть
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #СтоитПосмотреть