Все дело в критике

Современное искусство — вечная тема для шуток. Над ним потешался Квартет И в картине «О чем говорят мужчины», с его помощью Рубен Эстлунд получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а теперь и создатель «Стрингера» Дэн Гилрой решил поизмываться над художниками, сняв «Бархатную бензопилу». Точнее, так говорят многие критики. Рецензенты спокойно ставят равно между нашумевшим «Квадратом» и новой лентой Netflix, проводят параллели и смеются над привычными хохмами. На самом деле все не так. Как и в предыдущем своем фильме (да, «Стрингер»), Гилрой и здесь критикует погоню за деньгами, попутно создавая красочный и оригинальный слэшер.

Картина рассказывает о Жозефине (Зои Эштон), помощнице владелицы арт-галереи Родоры Хейз (Рене Руссо). Девушка случайно находит работы умершего на ее руках неизвестного художника, которые оказываются настоящей бомбой. Известный критик и любовник главной героини Морт Вандеруолт (Джейк Джилленхол) пишет им оды и берется за книгу о мастере, бывшая работодательница становится партнершей, а деньги льются рекой. Правда автор завещал уничтожить картины, так что в дело вступают мистические силы и без смертей тут не обойдется.

Художники в сценарии прописаны очень нетривиально (как для массового кино) — они горят своим делом и помешаны в первую очередь на желании создавать.

На самом деле у «Стрингера» и «Вельветовой бензопилы» много общего. В обоих случаях невинные на первый взгляд вещи (новостные сюжеты и картины) превращают мир вокруг себя в кровавое месиво из-за денег, которые манят людей. Но если лента 2014 года была психологическим триллером, то здесь режиссер решил сделать ставку на фильм ужасов. Как минимум потому, что самостоятельно искусство в кино еще никогда никого не убивало.

Центральную роль в сюжете играет герой Джейка Джилленхола, критик Морт Вандеруолт. Именно этот персонаж разделил мнение рецензентов на два противоположных лагеря. Во многом, восприятие фильма зависит всего от трактовки одной фразы. В открывающей сцене, где нас знакомят со всеми действующими лицами, Морт рассматривает одну из картин художника Пирса (его играет Джон Малкович) и говорит своей подруге Родоре: «Все же не стоило Пирсу бросать пить». После ответа той, что полотно нарисовано еще когда мастер употреблял спиртное, Вандербилт поворачивается к ней с фразой «Вот именно». Ее можно трактовать как попытку скрыть свою некомпетентность, так и подтверждение эрудиции.

Velvet Buzzsaw/ Оригинальное название

109 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА

слэшер ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Дэн Гилрой

СЦЕНАРИЙ:
Дэн Гилрой

В РОЛЯХ:
Джейк Джилленхол
Рене Руссо
Тони Коллетт
Зави Эштон
Том Старридж
Наталия Дайер
Давид Диггс
Билли Магнуссен
Джон Малкович

В «Бархатной бензопиле» отсутствует линия морали — герои действуют в серой зоне, умудряясь одновременно выступать в разных ролях, что добавляет фильму реализма.

Если вы остановитесь на первом варианте, то весь фильм вам покажется гротескной сатирой на арт-мир, где никто не понимает настоящее искусство, а просто тыкает пальцем в самую странную штуку и продает ее за миллионы долларов. Правда при этом персонаж Джилленхола где-то в середине фильма начинает вести себя слишком странно, придерживаясь достойных принципов и отрицая влияние «золотого тельца».

Если же изначально воспринимать Морта как знатока своего дела, то все становится куда понятнее. Гилрой в сценарии не делит героев на хороших и плохих. В «Бархатной бензопиле» отсутствует линия морали — герои действуют в серой зоне, умудряясь одновременно выступать в разных ролях. Это добавляет фильму реализма, что особенно видно по все тому же Вандеруолту.

Герой Джилленхола — отличная иллюстрация адекватной работы критика (хоть и поведение у него немного гиперболизировано). Он великолепно разбирается в искусстве, не продается, деформирован работой («Я переборчив, у меня профессия такая»), предан своему делу и что главное, знает себе цену. Желание заработать сосуществует с высокими идеалами, что серьезно ломает шаблон многим зрителям и рецензентам. Более того, именно искренняя любовь к работе делает его единственным персонажем, которому хочется сопереживать. Все же остальные действующие лица слишком далеко заходят в погоне за деньгами.

Искусство, потревоженное манией денег, убивает иронично, изысканно и местами очень вычурно, напоминая о том, что не стоит идти против воли творца — какой бы она ни была.

Тема современного искусства у Гилроя выступает всего лишь фоном и средством для красочных убийств. Да, некоторые из героев действительно путают мусорные пакеты с инсталляцией, но подобные моменты призваны показать их невежество и слепую манию наживы, ради который они занимаются не слишком понятным делом. При этом художники в сценарии прописаны очень нетривиально (как для массового кино) — они горят своим делом и помешаны в первую очередь на желании создавать. То же касается и арт-объектов в кадре. Большинство из них отлично смотрелись бы на современных выставках, тогда как в том же «Квадрате» Эстлунда они скорее выступали инструментом для сатирического высмеивания.

За всем этим не стоит забывать о слэш-составляющей картины. Она, как и положенно арт-полотну, здесь вырвана из привычного контекста саспенса и парней в масках. Искусство, потревоженное манией денег, убивает иронично, изысканно и местами очень вычурно, напоминая о том, что не стоит идти против воли творца — какой бы она ни была.

Мы не собираемся идти ни против, ни за волей Дэна Гилроя. «Бархатная бензопила» — динамичная, красивая, с отличной игрой актеров и центральной идеей, которую каждый поймет как ему угодно. Главное — всегда внимательно присматривайтесь к картинам, которые покупаете. Иногда они не те, чем кажутся.

Ratings in depth

  • #СтоитПосмотреть
4.5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #СтоитПосмотреть
4.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: