О дивный новый космос

Кадр фильма «Валериан и город тысячи планет»

После двадцати лет скитаний по Земле и экранизаций историй только о человеческой расе, Люк Бессон вернулся обратно в космос и снял кино о семнадцати миллионах видов инопланетян. Со времен «Пятого элемента» (1997) французский постановщик несмело ходил вокруг sci-fi-темы и в «Необычных приключениях Адель» (2010), и в «Люси» (2014). Однако окунуться с головой в космическую фантастику, буквально оторванную от планеты Земля, позволил себе лишь в 2017 году. «Валериан и город тысячи планет» Бессон подает с присущим чувством сногсшибательного стиля и кругозором сказочника на детском утреннике. Впрочем, для этого утренника вы определенно захотите лучшие 3D очки.

28-й век. Человечество освоило межгалактическую дипломатию и научилось сосуществовать с другими расами. Орбитальная станция Альфа давно отделилась от Земли и служит домом для миллионов жителей галактики. Это тот самый город тысячи планет, утопическое место и уникальное небесное тело, которое, тем не менее, необходимо защищать. Этим как раз и занимаются майор Валериан (Дэйн ДеХаан) и сержант Лорелин (Кара Делевинь). На очередном задании им предстоит спасти Альфу от радиационного заражения и попутно раскрыть тайну андрогинных существ с планеты Мюл.

Трудно не умиляться восторженному энтузиазму Люка Бессона, рассказывающего в каждом новом интервью о детской мечте увидеть на большом экране героев своего любимого комикса. Пока Запад зачитывался «Людьми Икс» в конце 60-х, 10-летний Бессон у себя во Франции охотился за каждым новым выпуском комикса Пьера Кристина и Жана-Клода Мезьера о приключениях межгалактических агентов.

Впрочем, «Валериана» с «Пятым элементом» роднит не только визуальный размах и некоторые элементы сюжета, но все тот же сентиментальный подход Бессона к сценарию.

Но не спешите рассматривать «Валериана и Лорелин» в качестве исключительно детского развлекательного чтива. Со времен первого выпуска на страницах французского журнала комиксов «Пилот» в 1967 году, графический роман вдохновил не одно поколение художников, от Джорджа Лукаса до Джеймса Кэмерона. Сам Бессон даже привлек Жана-Клода Мезьера к работе над адаптацией футуристического мегаполиса для «Пятого элемента». Впрочем, «Валериана» с «Пятым элементом» роднит не только визуальный размах и некоторые элементы сюжета, но все тот же сентиментальный подход Бессона к сценарию.

Говорить здесь хочется прежде всего о потрясающей графике, поскольку в городе тысячи планет вы буквально утонете. «Валериан» — это космическая опера и дизайнерский шедевр. $177 миллионов и статус самой дорогой французской картины едва ли получится назвать пустым пиар-ходом. Фантазию Бессона-художника в этом фильме не укротить, да и зачем. Это мир завораживающе продуманных инопланетян, многоуровневой экосистемы и изобретательных параллельных измерений. Если вкратце, то забыть сюжет картины будет проще, чем образы экстравагантного мегаполиса.

valerian and the city of a thousand planets/ Оригинальное название

137 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
10 августа 2017 / ПРЕМЬЕРА

фэнтези, приключения / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Люк Бессон

СЦЕНАРИЙ:
Люк Бессон
Пьер Кристин
Жан-Клод Мезьер

В РОЛЯХ:
Дэйн ДеХаан
Кара Делевинь
Клайв Оуэн
Рианна
Итан Хоук
Херби Хэнкок
Крис У
Сэм Спруэлл
Ален Шаба

ПРОКАТЧИК:
ВОЛЬГА УКРАИНА

Однако попробуйте разобрать кино на составляющие, и история сама распадется в ваших руках. Главным героям недостает харизмы, а сюжету — логичной динамики.

Фокусировка Бессона на графике картины вполне объяснима. «Валериана» от того и называют долгостроем, что создание такого фильма требовало немыслимых технологий. Между тем, отдавая почести Джеймсу Кэмерону, открывшему своим «Аватаром» дверь к новейшим техническим достижениям в кино, Люк Бессон продолжает оставаться 10-летним восхищенным фанатом комикса в плохом смысле этого слова. Режиссер, очарованный первоисточником, взялся работать над сценарием самостоятельно. Большая ошибка.

Кино вроде бы о мирном сосуществовании разнообразных цивилизаций, с глубокими идеями равенства полов и даже намеками на миграционный кризис. В этом смысле «Валериан» хорош как организм, собранный воедино из миллиона ярких элементов. Однако попробуйте разобрать кино на составляющие, и история сама распадется в ваших руках. Главным героям недостает харизмы, а сюжету — логичной динамики. Дэйн ДеХаан воспроизводит новую вариацию Хана Соло, пока Кара Делевинь не выходит из амплуа tomboy. ДеХаан и Делевинь — это скорее «Дети шпионов», которые затеяли игру в межгалактических агентов, но с примесью не совсем убедительной романтики.

«Валериан и город тысячи планет» — визуально изобретательное зрелище, до обидного не соответствующее духу времени.

Вся прискорбность ситуации заключается в том, что решение взять на главные роли «юных и модных» — единственный инструмент Бессона в попытке адаптировать историю на современный лад. Во всем остальном постановщик остается старомодным романтиком и повторяет философский посыл «Пятого элемента»: любовь спасет этот мир от любой космической твари.

Самым харизматичным персонажем оказывается герой Итана Хоука — хозяин межгалактического борделя, где работает очаровательная Баблз — инопланетянка-хамелеон, способная превратиться как в голубую медузу, так и в Рианну. К слову, если ищете еще одно сходство с «Пятым элементом», вот оно: вместо захватывающей сцены оперной арии — не менее захватывающий танец у шеста. Рианна — это Дива Плавалугана 2017 года.

Складывается впечатление, что Бессон действительно отправился в космос работать над «Валерианом». Вернувшись на Землю, как отшельник, с готовым олдскульным кино, он должен наверстать упущенное в современных тенденциях сценарного мастерства. «Валериан и город тысячи планет» — визуально изобретательное зрелище, до обидного не соответствующее духу времени. Потому хватит уже использовать в космическом кино «Space Oddity» Дэвида Боуи.

Ratings in depth

  • #СказочноНоБеззубо
3.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: