Однажды в Миссури
До «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» на счету режиссера Мартина МакДоны значились лишь две полнометражные работы: культовая лента «Залечь на дно в Брюгге» (2007) и чуть менее известные, но тепло принятые критиками «Семь психопатов» (2012). Впрочем, МакДона более знаменит в качестве театрального драматурга и постановщика: его пьесы «Калека с острова Инишмаан», «Сиротливый Запад» и «Человек-подушка» уже считаются современной классикой. Третья полнометражка режиссера оказалась пока его самым большим успехом: «Три билборда» уже успели получить четыре «Золотых Глобуса», приз за лучший сценарий в Венеции и семь номинаций на «Оскар».
В южном городке Эббинг произошло преступление — изнасиловали и убили молодую девушку. Спустя 7 месяцев после трагедии у полиции все еще нет ни одной зацепки и ни одного подозреваемого. Мать жертвы, Милдред Хейз (Фрэнсис МакДорманд), решает брать дело в собственные руки и арендует три рекламных щита на окраине. Три фразы — «Насиловали, пока умирала», «По-прежнему нет арестов?» и «Как так, шериф Уиллоуби?» должны были напомнить правоохранителям о нераскрытом деле, но стали камнем преткновения для всего городка. Ленивый офицер-расист Джейсон Диксон (Сэм Рокуэлл) воспринимает билборды как объявление войны, а больной раком Уиллоуби (Вуди Харрельсон) – как несвоевременное оскорбление со стороны Милдред. Даже сын (Лукас Хеджес) и бывший муж героини не в восторге от ее выходки – оба хотят поскорее забыть о страшном происшествии.
Несмотря на то что последняя картина МакДоны получилась серьезней его предыдущих работ, а сюжетная линия об изнасиловании оказалась особенно актуальной в 2018 году, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – квинтэссенция творческого пути режиссера. Это одновременно и черная комедия, и притча о бессилии, и психологическая драма. Хотя в центре событий находится нераскрытое преступление, фильм максимально отдален от детектива. Личность преступника тут играет примерно такую же роль, как и имя убийцы Лоры Палмер – в «Твин Пиксе». Злодей становится катализатором драмы в недрах маленького города, но в итоге конфликты героев (в первую очередь – внутренние) оказываются гораздо важнее самого убийства.
Three Billboards Outside Ebbing, Missouri / Оригинальное название
115 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
трагикомедия / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Мартин МакДона
СЦЕНАРИЙ:
Мартин МакДона
В РОЛЯХ:
Фрэнсис МакДорманд
Калеб Лэндри Джонс
Керри Кондон
Сэм Рокуэлл
Алехандро Барриос
Джейсон Редфорд
Даррел Бритт-Гибсон
Вуди Харрельсон
Эбби Корниш
Рия Мэй Этвуд
Пожалуй, главное отличие картины от «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов» – то, что под толстой оболочкой черного юмора МакДона припрятал по-настоящему гуманистическую идею. Между тем не стоит ожидать от фильма попыток перевоспитать зрителя или вышибить из него скупую слезу. Каждый раз, когда кажется, будто лента вот-вот превратится в мелодраму, Мартин позволяет себе очередную злую, но чертовски смешную шутку, которая не уменьшает страдания героев, но позволяет на секунду отвлечься от безвыходности их положения. Во многом такое сочетание искренних эмоций и циничного юмора роднит «Три билборда» с работами Итана и Джоэла Коэнов.
Сами же персонажи такие же многогранные и разносторонние, как и вся история в целом. Каждый из них способен на эксцентричные и глупые выходки, однако заслуживает прощения и даже сочувствия. Милдред Хейз разбита горем и готова на все ради справедливости для своей покойной дочери, но МакДона ни в коем случае не идеализирует протагонистку – она сурова и жестока, конфликтна и упряма. Более того – отношения с погибшей дочерью у нее были не из лучших, это становится очередным источником боли и сожаления для героини. Любопытно, что линия борьбы Милдред во многом соответствует канонам вестерна: одинокий молчаливый персонаж с убеждениями, которые сложно понять окружающим, выходит на тропу войны против беззакония местных властей. Сама Фрэнсис в интервью подтверждала, что главным вдохновением для нее во время съемок был именно Джон Уэйн. Впрочем, дело не только в самой Милдред – принадлежность фильма к вестернам всячески подчеркивается и медленной съемкой полупустых улиц, и даже музыкальным сопровождением.
Не менее яркой и неоднозначной личностью оказывается герой Сэма Рокуэлла, глуповатый и жестокий помощник шерифа. Изначально он кажется потерянным для общества ксенофобом без принципов, но в итоге из-под грубого фасада проглядывается сложный образ травмированного человека, который за хамством просто скрывает боль и страх.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – немного театральная, но искренняя и завораживающая история о том, что главная борьба в жизни человека происходит не с внешними силами, а с самим собой. Тут почти что нет антагониста как такового, лишь полдюжины разных взглядов на то, что является правильным, а что – нет. Иными словами, весьма подходящий вестерн для наших сложных времен.