Однажды в Миссури

До «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» на счету режиссера Мартина МакДоны значились лишь две полнометражные работы: культовая лента «Залечь на дно в Брюгге» (2007) и чуть менее известные, но тепло принятые критиками «Семь психопатов» (2012). Впрочем, МакДона более знаменит в качестве театрального драматурга и постановщика: его пьесы «Калека с острова Инишмаан», «Сиротливый Запад» и «Человек-подушка» уже считаются современной классикой. Третья полнометражка режиссера оказалась пока его самым большим успехом: «Три билборда» уже успели получить четыре «Золотых Глобуса», приз за лучший сценарий в Венеции и семь номинаций на «Оскар».

В южном городке Эббинг произошло преступление — изнасиловали и убили молодую девушку. Спустя 7 месяцев после трагедии у полиции все еще нет ни одной зацепки и ни одного подозреваемого. Мать жертвы, Милдред Хейз (Фрэнсис МакДорманд), решает брать дело в собственные руки и арендует три рекламных щита на окраине. Три фразы — «Насиловали, пока умирала», «По-прежнему нет арестов?» и «Как так, шериф Уиллоуби?» должны были напомнить правоохранителям о нераскрытом деле, но стали камнем преткновения для всего городка. Ленивый офицер-расист Джейсон Диксон (Сэм Рокуэлл) воспринимает билборды как объявление войны, а больной раком Уиллоуби (Вуди Харрельсон) – как несвоевременное оскорбление со стороны Милдред. Даже сын (Лукас Хеджес) и бывший муж героини не в восторге от ее выходки – оба хотят поскорее забыть о страшном происшествии.

После многочисленных побед на кинофестивалях и семи номинаций на «Оскар», некоторые рецензенты начали называть фильм «заточенным на победу» и «снятым специально для критиков».

Несмотря на то что последняя картина МакДоны получилась серьезней его предыдущих работ, а сюжетная линия об изнасиловании оказалась особенно актуальной в 2018 году, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – квинтэссенция творческого пути режиссера. Это одновременно и черная комедия, и притча о бессилии, и психологическая драма. Хотя в центре событий находится нераскрытое преступление, фильм максимально отдален от детектива. Личность преступника тут играет примерно такую же роль, как и имя убийцы Лоры Палмер – в «Твин Пиксе». Злодей становится катализатором драмы в недрах маленького города, но в итоге конфликты героев (в первую очередь – внутренние) оказываются гораздо важнее самого убийства.

Three Billboards Outside Ebbing, Missouri / Оригинальное название

115 мин / ХРОНОМЕТРАЖ

трагикомедия / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Мартин МакДона

СЦЕНАРИЙ:
Мартин МакДона

В РОЛЯХ:
Фрэнсис МакДорманд
Калеб Лэндри Джонс
Керри Кондон
Сэм Рокуэлл
Алехандро Барриос
Джейсон Редфорд
Даррел Бритт-Гибсон
Вуди Харрельсон
Эбби Корниш
Рия Мэй Этвуд

Каждый раз, когда кажется, будто лента вот-вот превратится в мелодраму, Мартин позволяет себе очередную злую, но чертовски смешную шутку, которая не уменьшает страдания героев, но позволяет на секунду отвлечься от безвыходности их положения.

Пожалуй, главное отличие картины от «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов» – то, что под толстой оболочкой черного юмора МакДона припрятал по-настоящему гуманистическую идею. Между тем не стоит ожидать от фильма попыток перевоспитать зрителя или вышибить из него скупую слезу. Каждый раз, когда кажется, будто лента вот-вот превратится в мелодраму, Мартин позволяет себе очередную злую, но чертовски смешную шутку, которая не уменьшает страдания героев, но позволяет на секунду отвлечься от безвыходности их положения. Во многом такое сочетание искренних эмоций и циничного юмора роднит «Три билборда» с работами Итана и Джоэла Коэнов.

Музыка постоянного соратника братьев Картера Бёруэлла лишь усугубляет это впечатление, как и блистательная Фрэнсис МакДорманд в кадре (которую зритель наверняка помнит по «Фарго»).

Сами же персонажи такие же многогранные и разносторонние, как и вся история в целом. Каждый из них способен на эксцентричные и глупые выходки, однако заслуживает прощения и даже сочувствия. Милдред Хейз разбита горем и готова на все ради справедливости для своей покойной дочери, но МакДона ни в коем случае не идеализирует протагонистку – она сурова и жестока, конфликтна и упряма. Более того – отношения с погибшей дочерью у нее были не из лучших, это становится очередным источником боли и сожаления для героини. Любопытно, что линия борьбы Милдред во многом соответствует канонам вестерна: одинокий молчаливый персонаж с убеждениями, которые сложно понять окружающим, выходит на тропу войны против беззакония местных властей. Сама Фрэнсис в интервью подтверждала, что главным вдохновением для нее во время съемок был именно Джон Уэйн. Впрочем, дело не только в самой Милдред – принадлежность фильма к вестернам всячески подчеркивается и медленной съемкой полупустых улиц, и даже музыкальным сопровождением.

Не менее яркой и неоднозначной личностью оказывается герой Сэма Рокуэлла, глуповатый и жестокий помощник шерифа. Изначально он кажется потерянным для общества ксенофобом без принципов, но в итоге из-под грубого фасада проглядывается сложный образ травмированного человека, который за хамством просто скрывает боль и страх.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – немного театральная, но искренняя и завораживающая история о том, что главная борьба в жизни человека происходит не с внешними силами, а с самим собой. Тут почти что нет антагониста как такового, лишь полдюжины разных взглядов на то, что является правильным, а что – нет. Иными словами, весьма подходящий вестерн для наших сложных времен.

Ratings in depth

  • #ЖиваяКлассика
5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: