Выйти из зоны квадрата

Ни один Каннский кинофестиваль не обходится без гневных нападок прессы на вердикт жюри. Угодить журналистам в Каннах сложнее, чем строжайшему судье. По правде, конкурсантам следует опасаться именно высоколобой прессы. Они ведь могут похоронить кино собственным свистом на премьере так же, как и подкинуть немного благосклонного пиара в виде стоячих оваций. Однако обладателю Золотой пальмовой ветви, шведскому режиссеру Рубену Эстлунду в этом году удался величайший фокус — выкатить перед аудиторией Канн зеркало под названием «Квадрат». Буржуа, представители либеральной Европы — это и герои, и зрители картины. Сатира с ненавязчивым абсурдом, прогулка по краю между «смешно» и «неловко», а также давно набившее себе шишки современное искусство как объект глумления — инсталляция удалась.

Главный герой — аристократичный куратор стокгольмского музея современного искусства Кристиан (Клас Банг). Он носит стильные костюмы и очки в красной оправе, ездит на «Тесле» и всеми силами старается, чтобы его работа служила обществу. Вместе с тем Кристиан держится в собственной зоне комфорта интеллигента-буржуа. Пока герой готовит для музея новую инсталляцию «Квадрат», он сам давно замкнут в собственном квадрате — социальном статусе. Ситуация изменится после виртуозно обставленной кражи телефона и бумажника Кристиана.

Источником вдохновения для самого нахального фильма Канн-2017 послужил реальный арт-проект, который сам Эстлунд придумал и воплотил в 2014 году вместе с продюсером ленты Калле Боманом в шведском музее Vandalorum. Обрамленное пространство, по задумке его авторов, стало местом, где участники должны были проявлять взаимное уважение и помощь. Видимо, насмотревшись на результат собственной работы, Эстлунд оформил фильм соответственно. «Квадрат» — это загнанная в острые углы ирония над равенством и толерантность старушки Европы, которые оказываются ей непостижимы.

Оказалось, что плывущий кадр с лицами посетителей музея, отчаянно «понимающими произведение», — это очень смешно.

Условные границы здесь очерчены только чтобы показать — никаких границ, собственно, нет. Хотите поговорить о равноправии? Тогда разрешите больному с синдромом Туретта выкрикивать ругательства на пресс-конференции со знаменитым художником, а сотруднику музея приходить на совещание с вечноплачущим младенцем. Или купите бездомной женщине сэндвич, но только без лука, иначе она не будет его есть.

Картина поделена на три сюжетных линии. Первая — хулиганская история Кристиана в поисках украденного. Вторая показывает взаимоотношения героя с американской арт-журналисткой Энн (Элизабет Мосс), живущей с шимпанзе. Третья, наиболее беспощадная, о кураторстве аргентинской инсталляции, которая ближе к финалу станет настоящим скандалом в Швеции. «Квадрат», между тем, дает стойкое ощущение альманаха из-за россыпи абсурдистской зарисовок с второстепенными персонажами, которыми режиссер иллюстрирует повседневность главного героя.

THE SQUARE / Оригинальное название

142 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
21 сентября 2017 / ПРЕМЬЕРА

сатира, комедия, драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Рубен Эстлунд

СЦЕНАРИЙ:
Рубен Эстлунд

В РОЛЯХ:
Клас Банг
Элизабет Мосс
Доминик Уэст
Терри Нотари
Кристофер Лессо
Marina Schiptjenko
Elijandro Edouard
Daniel Hallberg
Martin Sööder

ПРОКАТЧИК:
АРТХАУС ТРАФИК

Сатира с ненавязчивым абсурдом, прогулка по краю между «смешно» и «неловко», а также давно набившее себе шишки современное искусство как объект глумления — инсталляция удалась.

Современное искусство здесь кажется слишком очевидной целью атаки. Немощный арт-мир уже не первый год страдает от сатирического изображения. Тот же эпизод со случайно разрушенной уборщиком инсталляцией — вполне реальный случай. Такую метафору о contemporary art мусорного вида нарочно не придумаешь. Сцена с громоздким пресс-релизом, который даже сам куратор не может объяснить — опять таки, не комедия, а самая настоящая действительность. В таком случае работа Эстлунда кажется еще изящнее: комедийное направление фильму задает не стиль подачи, а ироничная документация действительности. Оказалось, что плывущий кадр с лицами посетителей музея, отчаянно «понимающими произведение», — это очень смешно.

Однако современное искусство оказывается лишь фоном для провокации. Режиссер копает глубже, чтобы добраться до ран демократического общества. Музейная элита закрылась в собственном арт-пространстве, не замечая, как растет пропасть между ней и внешним миром. Высмеивая креативный класс, Эстлунд, тем не менее, дает понять, что условная арт-тусовка — только один из множества фрагментов больного общества с политкорректными установками, доведенными до абсурда.

С каждой новой сценой он (Рубен Эстлунд) выбрасывает из зоны комфорта с непринужденной улыбкой.

В таком случае героев «Квадрата» и его зрителей как никогда роднит чувство неловкости и плохо скрытой тревоги, которые режиссер так любит из нас извлекать. С каждой новой сценой он выбрасывает из зоны комфорта с непринужденной улыбкой. Самым показательным эпизодом оказывается перформанс на званом ужине. Человек-обезьяна по имени Олег Рогожин (явный оммаж артисту Олегу Кулику и его скандальному проекту «Человек-собака» в 1994 году) разыгрывает скетч «В джунглях» прямо на столе с едой в окружении интеллектуалов. Искусство плавно перетекает в акт агрессии пока гости продолжают по-светски улыбаться.

Режиссер определился с месседжем и фабулой, однако его фильм иногда распадается на череду выводов, перекрывающих друг-друга. Это, пожалуй, единственный недостаток. Он добавляет картине немного беспорядочности, но к счастью, не влияет на общий сюжет. Как результат, «Квадрат», который длится больше двух часов, совершенно не обременяет. Про крайней мере хронометражем.

Ratings in depth

  • #ЗаслуженнаяВетка
4.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: