Тепло наших душ
Даже будучи фанатом фестивальных картин, об Ильдико Эньеди вы наверняка не слышали. Венгерская постановщица около двадцати лет не снимала кино, а самой громкой ее наградой до недавнего времени была «Золотая камера» Канн за лучший дебют — драму «Мой XX век» с Олегом Янковским (1989).
Есть подозрение, что новый фильм, пусть и ставший возвращением в большое кино, так и остался бы незамеченным. Вот только «Золотой Медведь» неожиданно помешал. В феврале 2017-го ее трогательный, совсем несовременный и аполитичный фильм «Тело и душа» взял главную награду достаточно «политического» Берлинале. Можно списать все на сентиментальность главы жюри Пола Верховена, но объяснить триумф картины среди придирчивых критиков (приз ФИПРЕССИ) в таком случае будет тяжело. Почему вдруг история любви на скотобойне привлекла столько внимания и стала самой «одухотворенной» картиной фестиваля?
Сюжет «Тела и души» разворачивается в окрестностях Будапешта на большой скотобойне. Предприятием управляет стареющий интроверт Эндре (Геза Морчани). У него практически нет друзей, зато особый подход к найму работников. В его понимании, на мясокомбинате не место людям не способным сочувствовать животным. Привычную рутину забойщиков разбавляет новый сотрудник — инспектор по качеству Мария (Александра Борбей). Девушка молчалива и погружена в собственный мир расчетов. Своими странностями и застенчивостью эта «новенькая Белоснежка» (так ее назвали коллеги) только привлекает больше внимания. В свою очередь, внимание Марии удается завоевать разве что Эндре. При странных обстоятельствах герои выясняют, что регулярно встречаются в общем сне на зимней поляне в облике оленей.
TESTRÖL ÉS LÉLEKRÖL / Оригинальное название
116 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
30 ноября 2017 / ПРЕМЬЕРА
драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Ильдико Эньеди
СЦЕНАРИЙ:
Ильдико Эньеди
В РОЛЯХ:
Геза Морчани
Александра Борбей
Золтан Шнайдер
Эрвин Надь
Тамаш Йордан
Жужа Яро
Река Тенки
Юлия Ньяко
Итала Бекеш
Эва Бата
ПРОКАТЧИК:
ARTHOUSE TRAFFIC
На первых порах кажется, что перед нами расслабленная романтическая комедия, где режиссер идеально выдерживает баланс юмора и драмы. Постановка явно работает на контраст скупого реализма сцен забоя коров и медитативного сюра немых пейзажей с дикими животными. Иногда кажется, что общими планами с разделением туш автор хочет сделать зрителю в буквальном смысле больно. Оператор Мате Хербаи в такие моменты придерживается документальной манеры съемки. В подобных сценах тяжело не заподозрить режиссера в злоупотреблении мотивом конвейера смерти. Впрочем уже в следующих Хербаи уходит в пейзажистику, а Эньеди гипнотизирует идиллической панорамой зимнего леса и очаровывает комедийным абсурдом персонажей. В таком конфликте физического и абстрактного сосредоточен весь посыл названия, которое без контекста фильма покажется совершенно банальным.
Избавиться от приторности любовной лирики помогает то, как в этой истории даже не пытаются скрыть или сгладить неврозы главных героев. У Марии явно обсессивно-компульсивный синдром и проблемы с социализацией. Эндре практически лишен эмпатии и чувства такта. Зато во сне им достаточно разделить найденный под снегом корм и нежно соприкоснуться влажными носами. Для того, чтобы найти общий язык в реальном мире, героям приходится преодолеть немало собственных комплексов.Такие попытки перенести чувства из мира снов в реальность не всегда успешны, а для настоящего преображения, вероятно, потребуется больше одного двухчасового фильма. Пытаясь хоть как-то заострить конфликт, режиссер постепенно превращает свое кино в классическую инди-мелодраму. В этот момент «Тело и душа» слегка сдает свои позиции.
Плавный темп со временем лишает фильм остроты и делает его несколько стерильным. Остроумность сменяется заторможенностью, а причудливость — предсказуемостью. «Тело и душа» — полноценная притча о любви и смерти, которой не хватает захватывающего финала. Между тем картину можно назвать смелым авторским высказыванием, в котором режиссер удачно избегает привычного для зрителя артхаусного реализма в пользу игры воображения и ухода в подсознательное. Ильдико Эньеди такого приема достаточно чтобы спасти свое кино, а ее персонажам — свою любовь.
Ratings in depth
- #СовременнаяПритча