Сойка-пересмешница на службе у его величества

Кроме каноничного образа агента 007, шпионское кино стоит поблагодарить хотя бы за бессовестную романтизацию профессии секретного агента. Для работы под прикрытием члена разведки обязательно обеспечат лучшими гаджетами и дорогими костюмами. Ведь нет ничего более маскирующего чем блестящий спорткар и пентхаус в пятизвездочном отеле. Разоблачение таких клише можно считать чуть ли не основной задачей нового витка шпионского жанра. «Красный воробей», в частности, берется срывать маски с нелицеприятной профессии в постсоветских декорациях. Вот только взяв за основу тему контроля и силы, в которые здесь забавляются русская разведка и ЦРУ, лента так и не пустила зрителя в ядро своей истории. Как идти за протагонистом, чье истинное лицо не удается разглядеть? Как узнать его из толпы других представителей жанра?

В центре сюжета успешная балерина Большого театра Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс), которая вынуждена отказаться от балета после серьезной травмы. Чтобы содержать мать и не потерять квартиру, девушка соглашается на предложение своего дяди Ивана, главы российской разведки (Маттиас Шонартс) стать рекрутом в Школе Воробьев. Эта секретная служба обучает молодых людей использовать свои ум и тело как оружие. Первым задание для Егоровой становится разоблачение крота в спецслужбах России, работающего на США. Для этого Доминике придется сблизиться с американским агентом ЦРУ Натаниэлем Нэшем (Джоэл Эдгертон).

В основе фильма книга бывшего ЦРУ-шника Джейсона Мэтьюза, и об этом стоит помнить на протяжении всей ленты. Автор описывает Россию наших дней во главе с Путиным, впрочем имя президента нигде не звучит, он здесь скорее как незримый образ коррупции и манипуляций на государственном уровне. Про главу РФ напоминает разве что визуально схожий с ним Маттиас Шонартс. Возможно, именно поэтому актера взяли на роль главного антагониста. Здесь особо скептичный зритель пост-советской страны скрестит руки в предвкушении. Смотреть, как Джереми Айронс и Шарлотта Рэмплинг говорят о верности родине и загнивающем западе — любопытное занятие. То, как Голливуд иллюстрирует реалии бывших стран СНГ — отдельная тема разговора, к которой я еще обязательно вернусь.

Постановщик Френсис Лоуренс («Я — Легенда», франшиза «Голодные игры») выбрал неосвоенную территорию — разговорное шпионское кино, где вспышки экшна случаются не чаще, чем проблески солнечного света в зимних пейзажах Москвы и Будапешта.

Здесь сравнение с «Атомной блондинкой» неизбежно не только потому, что светловолосая главная героиня в определенный момент «надевает» амплуа героя-одиночки. Подобно графическому роману The Coldest City (первоисточник фильма с Шарлиз Терон), «Красный воробей» хочет быть условным произведением Джона Ле Карра — интеллектуальным триллером, раскрывающим всю сущность сомнительно-авантюрной профессии. Пытаться пройти путь в 2,5 часа, где загадок больше, чем согревающих душу разоблачений — похвально и опасно. Однако без ошибок, которыми режиссер наследил по всему фильму, не обошлось.

Red Sparrow / Оригинальное название

139 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
1 марта 2017 / ПРЕМЬЕРА

экшн, детектив / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Френсис Лоуренс

СЦЕНАРИЙ:
Джастин Хэйс
Джейсон Мэтьюз

В РОЛЯХ:
Дженнифер Лоуренс
Джоэл Эдгертон
Маттиас Шонартс
Шарлотта Рэмплинг
Мэри-Луиз Паркер
Киран Хайндс
Джоэли Ричардсон
Билл Кэмп
Джереми Айронс
Текла Рютен

ПРОКАТЧИК:
UFD

Персонажи «Красного воробья» настолько эмоционально дистанцированы от зрителя, что «инвестировать» в них просто не удается.

Кастинг Дженнифер Лоуренс можно считать неожиданным попаданием в славянскую внешность. Кто бы мог подумать, что актриса неплохо вписывается в облик русской. Балерина из нее, конечно, совершенно неубедительная, образ шпионки у Лоуренс вышел определенно лучше. К счастью, сцен с танцами в Большом театре совсем немного. Но если главная задача агента под прикрытием — никогда не разоблачать свои истинные намерения, создавать чувство паранойи и напряжения, то актриса, пожалуй, перестаралась. В ее случае «быть на шаг впереди» — неизбежно губительно, аудитория за таким персонажем не поспевает.

Винить здесь стоит прежде всего сценарий — авторы картины откровенно увлеклись саспенсом как ключевым инструментом. Персонажи «Красного воробья» настолько эмоционально дистанцированы от зрителя, что «инвестировать» в них просто не удается. Как результат, в какие-либо чувства между протагонисткой и персонажем Эдгертона тоже верится с трудом.

В ленте, где огромная ставка сделана на сцены сексуального характера, высечь искры страсти для актеров оказывается задачей посложнее, чем взломать каверзный дверной замок.

Наблюдение, которое вряд ли будет очевидным для западного зрителя — то, насколько патриотически-американским получился фильм о русской шпионке. Как бы режиссер ни старался нивелировать понятие добра и зла в этом кино, в противостоянии двух сверхдержав ЦРУ оказываются чуть ли не спасательной шлюпкой для агента зацементированной в советском прошлом России. Однако на что создатели «Красного воробья» явно не рассчитывали, так это на комический эффект. Как удержаться от смеха, когда злая наставница школы воробьев в исполнении Шарлотты Рэмплинг говорит «Меня зовут Матрена»?

Между тем одна любопытная тенденция с появление такого фильма, как «Красный воробей» все же возникает — крупные студии теперь более открыты для картин, где мрачной сексуальной атмосферы, подразумеваемого инцеста и графических пыток значительно больше, чем может себе позволить потенциально кассовый фильм. К сожалению, на финальную оценку для «Красного воробья» это никак не повлияет. Не может быть, чтобы в шпионском кино единственной интригой был вопрос разденется ли Дженнифер Лоуренс или нет (но эту интригу я все же сохраню).

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
2.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: