Евангелие от мамы
Даррен Аронофски не зря так долго молчал о своем новом фильме «Мама!». Режиссер призывал зрителей не читать ничего о картине чтобы прийти на сеанс максимально готовыми в своей неосведомленности. Мы то думали, что он таким образом сохраняет чувство адреналина перед хорошим фильмом ужасов. В действительности читать ничего не нужно потому, что Аронофски вновь говорит о волнующей творческое эго режиссера теме мироздания и роли творца. Причем если в «Ное» Даррен открыто проповедовал, в «Маме!» наученный горьким опытом Аронофски возвращается к форме притчи, где кричащие метафоры сами зреют на протяжении всей картины, как запретные плоды.
Безымянная пара живет в отдаленном особняке. Он слишком большой для двоих, но это райское место, которое после пожара собственными руками возобновила молодая жена. Он (Хавьер Бардем) — гениальный поэт, переживающий кризис. Она (Дженнифер Лоуренс) — хранительница домашнего очага и муза. Супруги, казалось бы, живут в любви и без конфликтов. Впрочем, недосказанность и некая противоречивость иногда очень ненавязчиво мелькают на экране, подавая зрителю первые сигналы о том, что скоро все полетит под откос. Идиллию нарушает незнакомый мужчина (Эд Харрис), некий врач, переступивший порог дома. Поэт с радостью примет чужака, а позже и его жену (Мишель Пфайффер), тогда как невинной и тихой хозяйке придется смирится с этим. Однако чем больше людей прибывает в этот дом, тем больший хаос воцаряется в его стенах.
Заподозрить неладное следовало еще прочитав название. «мама!» — именно такое написание режиссер предусмотрел для фильма (в украинском прокате тайтл все же дали с большой). То, что главным героям отказано в именах, а в титрах персонажи указаны с прописных букв (кроме героя Бардема, но вы поймете почему), вполне закономерно ввиду специфики истории, в которой личности подчеркнуто условны. Аронофски снимает аллегорию, основанную на узнаваемых бытовых образах, но понимание абсолютной метафоричности происходящего приходит не сразу.
Конечно, это не хоррор, да и по части триллера здесь всего несколько применений саспенса с исключительно технической стороны. «Мама!» — авторское кино, созданное для внутреннего дискомфорта каждого смотрящего. Этот фильм культивирует клаустрофобные чувства, держит вас за плечи на расстоянии вытянутой руки и не дает вздохнуть полной грудью, лишив общих планов. Камера практически не упускает из виду лицо Дженнифер Лоуренс — Мэттью Либатик снимает крупные планы «с руки» на незакрепленную камеру. Главная героиня, таким образом, становится проводником, именно ее глазами мы смотрим картину происходящего. Блуждающий объектив делает из дома лабиринт, в котором персонаж Лоуренс, как подопытная мышь, мечется в поисках спасения. К тому же сам особняк — вполне живой организм. У него есть сердце, он пылает огненной страстью и кровоточит.
Первая половина фильма кажется переусердствованной заявкой на триллер. Режиссер здесь заигрывает с сюжетом «Ребенка Розмари», а герметичность, как прием запугивания, заимствует если не у еще одного шедевра Романа Полански — «Отвращения», то хотя бы у «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. Однако открывая одну дверь за другой в этом доме, Аронофски преподносит искушенному зрителю щедрый подарок — множественность интерпретаций.
mother! / Оригинальное название
121 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
14 сентября 2017 / ПРЕМЬЕРА
триллер, ужасы / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Даррен Аронофски
СЦЕНАРИЙ:
Даррен Аронофски
В РОЛЯХ:
Дженнифер Лоуренс
Хавьер Бардем
Эд Харрис
Мишель Пфайффер
Донал Глисон
Брин Глисон
Кристен Уиг
Йован Адепо
Стивен МакХэтти
ПРОКАТЧИК:
B&H FILM DISTRIBUTION COMPANY
Среди самых кричащих здесь, конечно, обличительный библейский мотив, фактически — перифраз Ветхого и Нового завета. Хавьер Бардем — Бог и творец, а Дженнифер Лоуренс — Мать Земля. Аронофски не стесняется в методах повествования: вводит персонажа Мишель Пфайффер (условная Ева) сразу после сцены, в которой доктор (условный Адам) случайно засветил перед хозяйкой рану в районе ребер. Их сыновья (реальные братья-актеры Донал и Брайан Глисоны) — те же Каин и Авель, а кабинет поэта — райский сад, из которого тот изгоняет Адама и Еву после инцидента с кристаллом (запретным плодом). В конечном счете, ни одна библейская история не обходится без аллюзии на кровь и плоть Христовы, что режиссер реализовал в «Маме!» совершенно буквально.
Во второй части фильма Аронофски вовсе отказывает чувство такта — если раньше идею картины он ненавязчиво оставлял на видном месте, то теперь режиссер буквально срывается на крик. Все это подано в виде продуманного и технически безупречно поставленного хаоса — галюциногенное инферно, после которого одни Даррена возненавидят, другие будут искренне ему благодарны. Несмотря на мучительный характер некоторых сцен, сам режиссер, кажется, не издевается, а озвучивает свой манифест с праведным гневом.
Впрочем глупо было бы видеть в картине исключительно библейский пафос. Фильм отлично работает как метафора подавления женщины и ее вынужденного существования в условиях возведенного до абсолюта патриархального общества. Это болезненная экологическая картина будущего, в которой Аронофски призывает зрителя собственными легкими почувствовать удушающий газ вместо исчезающего кислорода. «Маму!», к тому же, можно считать портретом автора, взрастившего свой творческий потенциал, эксплуатируя понятие любви ближнего. Наконец, это очень личное высказывание Даррена Аронофски о творчестве и жертвах, на которые способен пойти художник.
Конечно же, в силу своего стиля в фильме есть несколько драматургических дыр: от отрицания каких-либо современных технологий в виде компьютеров и смартфонов, до совсем абсурдного поведения некоторых персонажей. Однако режиссер разыгрывает на экране чуть ли не историю человечества, спрессованную до размеров загородного дома. Аронофски обманчиво накрывает такую необъятную фантасмагорию жанровым одеялом из триллера и хоррора. А мы ведь и повелись.
Ratings in depth
- #НужноУвидеть