Я знаю, что вы сделали прошлым летом
«Сейчас лето, мы должны веселиться» — звучит в этом кино примерно миллион раз. Прежде чем вступить в схватку со злом, школьники из «Клуба неудачников» противятся ему так же, как Голливуд последний двадцать лет противился историям с заглавными детскими персонажами. Действительно, дети пусть развлекаются, а взрослые сделают все как надо. Но на дворе 2017-й и «как надо» теперь способны сделать разве что дети. Звучит, конечно, громогласно, но в случае с экранизацией «Оно» по Стивену Кингу — в самую точку.
1989-й год. В небольшом городке Дерри, штат Мэн, заикающийся подросток Билл Дэнбро уже год как пытается отыскать пропавшего брата. В поисках маленького Джорджи, Билл и его компания друзей-аутсайдеров столкнутся со злом, веками ютившимся в Дерри. Оно способно принимать любое обличье, например, зубастого клоуна по имени Пеннивайз. Между тем, городок сам по себе примечателен не только частыми пропажами детей. За милыми фасадами здесь скрывается подростковая преступность, расизм и равнодушие взрослых.
«Оно» Стивена Кинга — пожалуй, самый кинематографичный роман писателя. Любитель покопаться в природе страха, Кинг создал более чем ужастик. Он растормошил тихий омут американского захолустья, заглянул в глубины переломного подросткового возраста и замахнулся на создание нового для американцев фольклора. Ведь клоун Пеннивайз — особый случай персонажа, цепко держащего свою позицию в секции классических хоррор-типажей.
Режиссер картины Андрес Мускетти (экс-протеже Гильермо дель Торо и постановщик спорного хоррора «Мама») скорей всего понимал, что книга — вовсе не готовая киношная страшилка наперевес с тонким анализом детских фобий. Повествование романа скачет по временным отрезкам туда и обратно, изобилует словесными деталями, а иногда и вовсе замахивается на метафизический эпос о природе Добра и Зла.
Единственный верный путь — упростить историю до очарования 80-х, причем как в сеттинге, так и в стиле подачи. В этом смысле, уделив внимание лишь первой половине романа о детстве «Клуба неудачников», Мускетти проделал блестящую режиссерскую работу. В книге герои росли в 50-х, тогда как в картине режиссер любовно воссоздает 80-е — взгляд в прошлое наиболее близкий современному зрителю. Через призму детского еще не сформировавшегося мировоззрения ужасы Дерри взвешенно наслаиваются на четкие референсы к «Кошмарам на улице Вязов» и «Гремлинам» под местный guilty pleasure — бойз-бенд «New Kids On The Block».
It / Оригинальное название
135 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
7 сентября 2017 / ПРЕМЬЕРА
ужасы / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Андрес Мускетти
СЦЕНАРИЙ:
Чейз Палмер
Кэри Фукунага
Гари Доберман
В РОЛЯХ:
Джейден Либерер
Джереми Рэй Тейлор
Софиа Лиллис
Финн Вулфард
Чоузен Джейкобс
Джек Грейзер
Уайатт Олефф
Билл Скарсгард
Николас Хэмилтон
Джейк Сим
ПРОКАТЧИК:
КІНОМАНІЯ
В своей атмосфере лента склоняется то к трепетному «Останься со мной» с прыжками бомбочкой в озеро и перегонами на велосипедах, то к мрачной «Кэрри» с подростковой жестокостью и избыточной родительской опекой. Оба фильма считаются классическими киноадаптациями Кинга — постановщик хорошо изучил почву для экранизации.
Картину, конечно, ждет неизбежное сравнение с телефильмом 1990 года, где Пеннивайза превосходно сыграл Тим Карри. По правде, исполнитель роли злого клоуна — один из немногих плюсов предыдущего фильма. Зацементированная в поп-культуру лента на самом деле очень невыразительна по части взрослых персонажей и даже смехотворна в воссоздание некоторых приемов в жанре «хоррор».
Новая киноадаптация, тем временем, как никогда удачно совмещает юношескую драмеди с зубастым ужастиком. Камера Чона Джон-хуна («Олдбой», «Служанка» ) убаюкивающе фиксирует красоту провинциального американского быта так, что иногда сомневаешься, а действительно ли это фильм ужасов. Однако когда на экране Пеннивайз, резкий монтаж и динамичная картинка создают джампскеры один за другим, превращая действие в эффектное хоррор-шоу под музыку Бенджамина Уоллфиша (один из композиторов «Бегущего по лезвию 2049», кстати).
Билл Скарсгард сделал невозможное — создал новый канон для образа демонического клоуна. В истории хорроров харизматичное лицо зла — настоящая находка. Скарсгард в образе Пеннивайза выводит из равновесия и доводит до абсолюта своего персонажа, добавив образу много пластики. Это самое правильное решение в попытке потягаться со статичным Тимом Карри в телефильме. В новом «Оно» от Пеннивайза буквально не оторвать глаз. Впрочем, отдавшись в руки атмосфере 80-х, картина иногда оступается на собственных старомодных методах запугивания: в очередной раз выскакивающий из-за угла клоун в какой-то момент избавляет тот самый прием «jumpscare» от частицы «scare».
Свежее прочтение классики назрело очень вовремя — через 27 лет после выхода телефильма (к слову, такой же промежутком разделяет первую и вторую часть книги). Тем не менее, сосредоточив внимание исключительно на детском этапе истории, Андрес Мускетти упустил важную оригинальную идею романа — исследование трансформации детских страхов во взрослые фобии при помощи параллельного действия в двух временных отрезках. Но согласитесь, даже у телефильма 1990-го года это едва ли получилось.
Пусть режиссер пожертвовал несколькими сюжетными линиями и деталями о персонажах, зато сохранил дух юношеской дружбы, обостренной под натиском смертельной опасности. Беготня с фонариками по канализации, смех и слезы, чувство единения в атмосфере последнего лета перед неизбежным взрослением — да это самое настоящее подростковое кино, спрятанное за возрастным рейтингом R.
Ratings in depth
- #ОбязанПосмотреть