В поисках идеального общества
Есть подозрение, что это самое трудное кино для рецензий из всего, что я видел. Язык не повернется назвать его плохим, но и рьяно советовать друзьям и знакомым я бы не рискнул. Может быть, вы знаете то состояние, когда в вашей голове вместо каких-то адекватных мыслей и соображений внезапно появляется обезьяна и радостно начинает лупить в тарелки? Если такого не было, то я вам жутко завидую! Но именно в этом состоянии находился мой мозг после фильма «Высотка».
Хотя начать нужно все же с предыстории. Кино снято по роману британского фантаста-утописта Джеймса Балларда. Основной объект исследования автора – общество. Как люди уживаются друг с другом в современном урбанистическом мире, куда приводят технологии, и что становится с психикой человека. Автора называли одним из главных провидцев XX века. Балларду повезло с предыдущей экранизацией другого романа – Дэвид Кроненберг снял фильм «Автокатастрофа» (кино о сексуальных фетишистах, помешанных на автокатастрофах). Следующий заход в творчество писателя сделал британец Бен Уитли с одноименной экранизацией романа «Высотка».
Ух. Тяжеловато писать о настолько сложном и нетипичном фильме. Но. Кино, как я уже писал выше, — хорошее. Ни разу не легкое для восприятия, нагроможденное безумным количеством символов, аллегорий. Я давно не видел, чтобы из зала уходили люди во время сеанса. Конечно, это был премьерный показ с публикой, которой скорее зашел бы #Selfieparty, но тем не менее.
119 МИН / ХРОНОМЕТРАЖ
7 апреля 2016 / ПРЕМЬЕРА
Драма, Антиутопия / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Бен Уитли
СЦЕНАРИЙ:
Эми Джамп
Дж. Г. Баллард
В РОЛЯХ:
Том Хиддлстон
Джереми Айронс
Сиенна Миллер
Люк Эванс
Элизабет Мосс
ПРОКАТЧИК:
Вольга Украина
У меня лично давние счеты с артхаусом. Я не самый большой фанат «фильмов не для всех», это правда. Но вот же ж парадокс – «Высотка» мне понравилась. Возможно, дело в диалогах. Люди разговаривают на понятном языке, тут нет обсуждения на темы вечной жизни заунывным голосом в пустой серой комнате. Никто не разговаривает, как пьяный аутист. Нет. Вполне себе нормальная, понятная речь. Точно так же вроде бы понятна и общая концепция – образ замкнутого общества. Но если вы спросите меня о сюжете, повествовании и главное – деталях, то вот тут в моей голове появится та самая обезьяна и начнет стучать в те самые тарелки.
Так о чем же в итоге фильм? Я соврал – все очень просто. Кино рассказывает о невероятно замкнутом социуме, где обстановка не меняется. Провалившаяся мечта модернистов. Хотя. Нет, не так. В фильме четко и ясно показана проблема классового неравенства. Рабочие бунтуют, буржуазия управляет. Классика. Нет, снова не то. Главная мысль в экранизации – проблема одиночества. Когда человек пытается начать все по новой, не обращать внимания на устоявшиеся правила, жить своей жизнью. Стоп, опять не та идея. Наверное, главная история – это история о семейных ценностях в современном мире. Как семья выживает, будь она богата или бедна, неважно. Ох. Нет же. Не до конца верно. А что, если в итоге все сводится к разложению общества – метафорическому и буквальному?
Теперь представляете, о чем это кино? И это только те образы, что лежат на поверхности.
В тему:
Самое забавное состояние появляется где-то на середине фильма. Ты успеваешь радостно подумать: «Ага! Я понял, понял в чем суть! Ха! Не проведете меня, хитрые заумные британцы». Как тут же вываливается такой сюжетный поворот, что остается только молча уткнуться в экран и выхватывать фразы и образы. Наверное, зная первоисточник, воспринимать кино было бы в разы легче. Многие моменты успеваешь додумать после сеанса. Собрать отдельные отрывки во что-то цельное и воскликнуть: «А-а-а, вот оно что». В общем, если вам кажется, что вы очень даже неглупы и слывете умником в компании (что, конечно же, не про меня) – идите на «Высотку», будет вам холодный душ. От меня личная благодарность создателям за то, что среди всей этой вакханалии символизма они умудрились показать сон главного героя только один раз (А снимал бы Снайдер… — прим. редакции). Вот правда, от чистого сердца – спасибо.
Если убрать в сторону многогранный сюжет, спорных вопросов больше нет. Визуально кино великолепно, некоторые сцены заставляют произнести то самое: «Вау!». А стилистика ретро-футуризма идеальна для формата антиутопии. Саундтрек удивляет. Мало того, что композитор – гениальный Клинт Мэнселл («Реквием по мечте», «Фонтан» и да, я добавлю в этот список игру «Mass Effect 3»), так еще и культовые британцы Portishead внезапно сделали кавер на песню «SOS» группы ABBA.
То, что в фильме сильный актерский состав, было ясно по трейлеру. Лично я шел посмотреть не столько на Тома Хиддлстона, сколько на свою любимицу из сериала «Mad Men» Элизабет Мосс. И естественно, она хороша. Все остальные тоже на своих местах: Сиенна Миллер олицетворяет похоть одним своим появлением, привычно пьет и курит; Джереми Айронс великолепен в образе умудренного опытом архитектора (намек на Бога?); Люк Эванс играет самого неоднозначного персонажа фильма (разобраться, отрицательный он персонаж или положительный, – та еще задачка).
Ну а что Хиддлстон? С ним все в порядке. Этот диснеевский принц с идеальной улыбкой и в этом фильме делает все, за что его любят, и даже чуть больше. Предполагаю, что сцена с танцем была сделана только ради Тома. Хотя бы ради него стоит посмотреть «Высотку». Очень рад, что актер прекрасно себя чувствует за пределами роли Локи.
Как итог: не идите в кино ради развлечения. Не смотрите фильм, если не готовы погрязнуть в двойных-тройных смыслах. Не ждите ровного и понятного повествования (трейлер нагло врет). Но посмотреть «Высотку» нужно.
Может быть, вы знаете то состояние, когда в вашей голове вместо каких-то адекватных мыслей и соображений внезапно появляется обезьяна и радостно начинает лупить в тарелки?
Ratings in depth
- #КрасивоНоСложно