Песнь льда и пламени
«Борг против Макинроя» — история соревнования двух теннисистов: хладнокровного шведа и эпатажного скандалиста из Квинса. Друзья и поклонники называют Бьорна «Айсбергом» и «непобедимым молотом», противники — «киборгом». Джон ходит в футболках с логотипом Ramones и регулярно матерится не только на судью, но и на своих фанатов. Их сражение на Уимблдоне в 80-м стало одним из важнейших теннисных матчей ХХ века, а спустя 40 лет привлекло внимание режиссера «Настоящего детектива» Януса Меца Педерсена.
Спортивная драма — специфический жанр. Тут слишком легко скатиться в мотивирующее кино для атлетов-любителей, а еще проще — утомить неподготовленного зрителя профессиональным жаргоном и бесконечным подсчитыванием очков. Поэтому до сегодня лучшим воплощением Бьорна Борга на экране был Ричи (Люк Уилсон) из фильма «Семейство Тененбаумов». Да, лента Уэса Андерсона почти не имеет отношения к спорту, но образ гениального теннисиста, пережившего нервный срыв на корте — явный кивок в сторону легендарного шведа. Еще одна потенциальная слабость фильма — то, что он основан на реальных событиях.
Борг (Сверрир Гуднасон) в свои 25 — четырехкратный чемпион Уимблдона. Уже подростком он знает, что хочет быть лучшим в мире, и решительно идет к цели. Макинрой (Шайа ЛаБаф) — enfant terrible с постером своего идола и оппонента Бьорна на стене. Он уверен, что достоин стать первой ракеткой, но спортивная пресса скорее рассчитывает на очередную истерику после проигрыша, чем на реальное достижение.
Противники, которых журналисты решительно запихивают в тесные образы «безукоризненного джентльмена» и «невоспитанного бунтаря», на поверку оказываются родственными душами. Ведь у Борга есть страшная тайна: его спокойствие – отработанный на протяжении долгих лет защитный механизм. Макинрой, несмотря на свое хамское поведение, просто хочет, чтобы его уважали, а не воспринимали как орущего злодея. Или, как минимум, чтобы на пресс-конференциях его спрашивали не о поведении на корте, а непосредственно о спорте. Несомненно, одна из причин эмоциональности фильма – параллели между карьерой самого Шаи и его персонажа. Ведь сколько раз ЛаБафу приходилось отвечать на вопросы не о фильмах, а о том, зачем он ударил нео-нациста или зачитал странную мотивационную лекцию, впоследствии ставшую мемом.
Borg McEnroe / Оригинальное название
107 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
12 октбяря 2017 / ПРЕМЬЕРА
спортивная драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Янус Мец Педерсен
СЦЕНАРИЙ:
Ронни Сандаль
В РОЛЯХ:
Шайа ЛаБаф
Стеллан Скарсгард
Тува Новотны
Бьёрн Гранат
Сверрир Гуднасон
Дэвид Бамбер
Роберт Эммс
Джейн Перри
Скотт Артур
Колин Стинтон
ПРОКАТЧИК:
СВОЄ КІНО
Режиссеру картины Янусу Мецу Педерсену наверняка пригодился опыт работы над «Настоящим детективом». В центре истории неожиданно оказываются не сами спортивные события (хотя и они тут показаны с захватывающей точностью), а понятное каждому зрителю чувство одиночества и страха. Герои не спят ночами, вспоминая темные тайны прошлого, сосредоточенно наблюдают за матчами друг друга, а сам Бьорн скрывает свою импульсивную натуру, будто он под прикрытием. Если не знать ничего о жизни спортсмена, то можно на секунду заподозрить, что он – серийный убийца или психически больной, ведь кто еще будет ритуально ходить по ракеткам, требовать каждый день одну и ту же марку машины и спать в холодной комнате, чтобы опустить пульс до здорового минимума?
Фильм даже снят и смонтирован как психологический триллер: флэшбеки тут чередуются с кадрами одиноких героев на фоне безлюдных холодных спортзалов и бескрайних лесов. Ритмическая музыка лишь нагнетает напряжение. Среди пяти композиторов, кстати, числятся финский электронщик Владислав Дилей и Джон Экстранд, написавший саундтрек к триллеру «Номер 44». А когда во время финала решающей игры музыка внезапно пропадает, то каждый удар мяча о траву звучит драматичнее, чем выстрел ружья. Подачи заставляют нервничать так, будто на кону не звание лучшей ракетки мира, а судьба целого народа. Неважно, знаете ли вы счет каждого сета наизусть или никогда не интересовались большим теннисом, от игры невозможно оторваться.
Фильм технически совершенен, но захватывает он именно актерской игрой, в том числе — исполнителей второго плана. Главный голливудский швед Стеллан Скарсгард одновременно благороден и в меру трагичен в роли тренера, отказавшегося от собственной карьеры ради работы с юными и капризными дарованиями. Невеста Бьорна в исполнении Туве Нувотны страдает, потому что любит гениального спортсмена, но не может ему ни помочь, ни даже понять. Второстепенные персонажи и их боль — очередное ненавязчивое напоминание о том, что успех всегда сопровождается жертвами, и это лишь подчеркивает важность финального состязания. Но костяк ленты — актерская работа Гуднасона и ЛаБафа. Заставить зрителя проникнуться сочувствием к миллионерам, которых терзает страх не переплюнуть собственный рекорд — еще та задача. Но и Шайа, и Сверрир с нею справляются на ура.
Как показывает недавний опыт, даже уважаемые люди часто не могут устоять перед соблазном напичкать прямолинейную историю лишним символизмом. Некоторые критики и в этой ленте увидели религиозные метафоры, но кажется, один из козырей режиссера — решительный отказ от многозначительности. Вместо этого, Педерсен рассказывает довольно простую историю одиночества и страсти. И делает это так захватывающе, что Финчер бы позавидовал.
Ratings in depth
- #НеПридраться