Не заклеить эти трещины

Сказочному жанру не привыкать к отчаянным попыткам адаптировать банальный повествовательный язык на современный лад. Disney в этом преуспели настолько, что даже взялись заново экранизировать собственные классические анимации, основанные как раз на знаменитых сказках. Механизм работает безотказно: историю о Золушке или Бель можно зарядить мощным феминистским посылом, а в «Книгу джунглей» добавить немного риторики о миграционном кризисе и расовом разнообразии. Ведь в основе любой сказки — всегда актуальная истина. Главное, суметь подать ее в соответствии со своим временем. В таком случае новая диснеевская адаптация от Авы ДюВерней безнадежно потеряна для XXI века. Это продукт, провалившийся во всех смыслах в злосчастную (как иронично) трещину во времени. Вытянуть это отчаянно старомодное полотно морализаторства в 2018-й изначально было плохой идеей, но авторы все равно попытались.

Четыре года назад доктор Алекс Мурри (Крис Пайн) занимался для NASA проектом перемещения в пространстве, суть которого состояла в том, что телепортация на миллионы световых лет зависит исключительно от силы мысли и мотивации. В ходе эксперимента астрофизик внезапно пропадает, оставив жену и детей. В наши дни его юная дочь Мэг — потерявший интерес к учебе изгой. Однажды прямо на задний двор ее дома приземляются три Миссис, которые называют себя, ни много ни мало, воинами света: Тоесть (Опра Уинфри), Чтотут (Риз Уизерспун) и Кто (Минди Калинг). Заручившись их поддержкой, героиня отправится на поиски отца в параллельные миры вместе с младшим братом и потенциальным кавалером-одноклассником.

Одноименный роман Мадлен Л’Энгл, легший в основу картины, вышел в 1962 году. По сути, книга так и не прошла проверку временем, оставшись продуктом исключительно своей эпохи. Продажный бум young adult-литературы наступит лишь в конце 90-х, на ажиотаж уровня «Гарри Поттера» и «Голодных игр» рассчитывать не приходится. В этом случае не совсем понятно, почему Disney изначально заинтересовались такой невыдающейся историей. Потому что итоговый результат страдает всеми возможными недугами фильмов для дошкольников.

Сценаристы как будто пишут под диктовку книги афоризмов, аккуратно перекроенную в серию жизненных уроков о дружбе, семье и взаимовыручке.

А роман ведь уже однажды экранизировали — в 2003 году выходил телефильм «Скачок во времени». Когда Мадлен Л’Энгл спросили, оправдались ли ее ожидания от экранизации, та ответила: «О, да, я ожидала что она будет ужасна. Так и получилось». В случае с современной адаптацией западные СМИ еще на старте съемок успели раструбить, что Ава ДюВерней стала первой афроамериканкой, которой доверили режиссуру блокбастера с бюджетом в 100 миллионов долларов. Высокобюджетный подход умножился на впечатляющий каст и градус ожидания, так что падение «Складок времени» для Disney будет куда болезненнее.

A Wrinkle in Time / Оригинальное название

109 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
08 марта 2017 / ПРЕМЬЕРА

фэнтези, сказка / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Ава ДюВерней

СЦЕНАРИЙ:
Дженнифер Ли
Джефф Стокуэлл
Мадлен Л’Энгл

В РОЛЯХ:
Сторм Рейд
Опра Уинфри
Риз Уизерспун
Минди Кейлинг
Леви Миллер
Дерик Маккейб
Крис Пайн
Гугу Эмбата-Ро
Зак Галифианакис
Майкл Пенья

ПРОКАТЧИК:
B&H Film Disrtibution

Однако в эпоху когда даже Disney и Pixar со своими гротескными анимациями умудряются работать как на детскую, так и на взрослую аудиторию, настойчиво прятать простоту и банальность истории за оберткой «детского кино» — дурной тон.

Удивительно, но кино терпит крушение буквально в каждом своем аспекте. Сценарий совсем нелогичен и прост. Если завязка фильма еще претендовала на какую-то последовательность, то как только дети отправляются в путешествие по параллельным измерениям, все это начинает смахивать на не более чем обзорную детскую экскурсию с тонной CGI. Главной интригой здесь может стать разве что постоянно меняющийся гардероб трех фей. Платья и прически — явный кивок в сторону этнофутуризма, только от смехотворного эффекта не могут спасти ни серебристые брови Опры Уинфри, ни завернутая в тюль Риз Уизерспун.

Несколько сцен в этом кино попробуют заманить вас своим научным подтекстом. Только не ведитесь на термины «топологический порядок» или «фрактальная размерность» если в конечном итоге физика здесь будет послана куда подальше. Оказывается, путешествовать в пространстве и времени можно всего-то при помощи силы любви.

Конечно, «Складки времени» делают ставку на впечатляющие спецэффекты, вот только искусственность и нагромождение этого хромакея видна любому, кто закончил больше пяти классов школы, что уже говорить о фирменной диснеевской сказочности и волшебстве. Не хочется обвинять во всех бедах фильма юных актеров, однако именно на них рассказ и держится. Сторм Рейд, Дерису Маккейбу и Леви Миллеру просто достались никудышные персонажи, чьи цели и мотивация размыты, а общение сводится либо к взаимному плачу по пропавшему отцу, либо к подбадриванию друг друга мудростями в духе «не бойся быть собой».

Остатки логики фильм теряет, когда поиск отца мутирует в глобальную миссию по спасению планеты от вселенского зла.

И даже здесь история страдает, в этот раз — от элементарного отсутствия антагониста. У него нет формы, зато есть имя (Камазоц), и удивительная способность пудрить мозги человечеству. Ведь школьный буллинг и агрессия взрослых — проделки той самой Тьмы.

В конечном счете проблема этого фильма — его несвоевременность. Это слишком традиционное и беззубое фэнтези для малышей, которое могли бы оценить где-нибудь в 90-х. Однако в эпоху когда даже Disney и Pixar со своими гротескными анимациями умудряются работать как на детскую, так и на взрослую аудиторию, настойчиво прятать простоту и банальность истории за оберткой «детского кино» — дурной тон. Об актуальности «Складок времени» напоминает разве что акцент на сильных женских персонажах и расовое разнообразие в касте. Вот только каковы шансы, что детская аудитория оценит этот инклюзивный райдер?

Ratings in depth

  • #Потрачено
1.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: