Эффект плацебо
В 2003 году после оглушительного успеха ремейка японского «Звонка», американский режиссер Гор Вербински подписался на свой первый блокбастер. «Пираты Карибского моря» собрали порцию восторженных отзывов и положили начало продолжительному сотрудничеству с Disney. В следующие 10 лет трудов над двумя сиквелами «Пиратов», анимацией «Ранго» и вестерном «Одинокий рейнджер», качество историй Вербински понемногу падало, а в случае с «Рейнджером» — покатилось в пропасть вместе с кассовыми сборами. В 2013-м после провала «Одинокого рейнджера» Гор Вербински выбрался из диснеевского рабства, залег на дно, а в 2017 снял фильм-метафору о своем заточении. Ок, мы шутим, кино всего лишь о вреде больших корпораций и парне, попавшем в длительное заключение против своей воли, — ничего общего с Disney.
Молодой нью-йоркский бизнесмен Локхарт (Дэйн ДеХаан) получает задание отправиться в швейцарский санаторий в предгорьях Альп и привезти гендиректора компании мистера Пэмброка (Гарри Гронер), который застрял на рекреациях и не намерен возвращаться. Корпорации предстоит важная сделка, а успех зависит от финальной подписи того самого начальника. Но вместо того, чтобы привезти Пэмброка в Нью-Йорк, герой попадает в аварию и сам становится пациентом оздоровительной лечебницы, вовсе не по собственному желанию.
«Лекарство от счастья» сравнимо с той самой мистической лечебницей, где развивается сюжет. Эта картина обманчиво завораживает своим цветовым решением и щепетильностью композиции так же, как роскошная архитектура санатория и ее стерильные интерьеры поражают новоприбывших пациентов. Однако в подвалах лечебницы, так же как и в подвалах сюжета, понемногу зарождается хаос. Избежать опасности — задача не только для главного героя, но и рассказчика Вербински, который также выступил сценаристом.
A Cure for Wellness / Оригинальное название
146 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
6 апреля 2017 / ПРЕМЬЕРА
ужасы/ ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Гор Вербински
СЦЕНАРИЙ:
Джастин Хэйс
Гор Вербински
В РОЛЯХ:
Дэйн ДеХаан
Джейсон Айзекс
Миа Гот
Иво Нанди
Адриан Шиллер
Селия Имри
Гарри Гронер
Томас Норстрем
ПРОКАТЧИК:
UKRAINIAN FILM DISTRIBUTION
Перед тем как перейти к критике, хочется оставить несколько положительных ремарок для фильма. Преданность режиссера стилистике нео-нуара читается в каждой детали: от образцовой стилизации до цветовой схемы в сочетании зеленого и болезненного белого. Игра света и тени здесь прямиком из немецкого экспрессионизма, а саспенс создает убийственная тишина коридоров, в которых то и дело звучит эхо постукивающих костылей главного героя. Оператор Боян Бацелли хоть и давно в Голливуде («Мистер и миссис Смит», «Бурлекс», «Дракон Пита»), до этого времени не отличался изысканно выстроенным кадром. Зато здесь визуальная безупречность «Лекарства от счастья» — его большая заслуга.
Однако этот безукоризненный фон понемногу начинает обрастать таким количеством мистики и сюжетных вбросов, что собрать воедино картину происходящего становится очень трудно. Фабула слишком усложнена, а хронометраж и неспешный ритм утомляют к концу фильма. Плавающие в ванне угри, клаустрофобные камеры депривации, пытки у стоматолога — многочисленные кино-аллюзии разбросаны в совершенно хаотичном порядке. Порой реверансы классике совсем страдают от собственной банальности: невинная и слегка тронутая умом девушка (Миа Гот) гуляет по крышам санатория и напевает жуткую мелодию, медперсонал арийской внешности ведет себя загадочно, а жители деревушки возле лечебницы неприветливо захлопывают окна при виде чужака Локхарта.
Готический ретро-антураж режиссер насыщает громким литературным символизмом чуть ли не из «Волшебной горы» Томаса Манна и «Дракулы» Брэма Стокера. Именно в этот момент появляется чувство вторичности, которое к концу фильм становится совсем приторным. Дело в том, что талант Гора Вербински лежит где-то в области стилистики, не больше. «Лекарство от счастья» в своей атмосферности засматривается на «Остров проклятых» Мартина Скорсезе и «Сонную лощину» Тима Бертона, что в итоге делает фильм чередой эффектных и жутких сцен, прекрасных по отдельности, но не способных сойтись в одну логическую цепочку.
А ведь если задуматься, все это время режиссер как раз занимался именно жанровым переосмыслением классики. «Звонок» очень мастерски передал особенности японского хоррора, «Пираты Карибского моря» возродили интерес к стилистике забытых приключенческих экшенов 40-х с Эрролом Флинном, а довоенные вестерны категории Б вдохновили его «Одинокого рейнджера».
«Лекарство от счастья» — вполне авторское кино, не ремейк, не сиквел и не спин-офф. Но его роскошная стилизация очень губительна для сюжета. Очевидным выступает только один месседж, и это, как ни странно, — критика капитализма, где не до конца понятно, какой кошмар хуже: санаторий, где тебя напоили странной водой, или Уолл-стрит, где все эти соки из тебя выжали.
Ratings in depth
- #КрасиваяПытка