Почти мужчина мечты
В 2015 году один из ведущих французских актеров Луи Гаррель впервые попробовал собственные силы в режиссуре. Тогда на большие экраны вышли «Друзья» — история о любовном треугольнике и переоценке дружбы двух парней-протагонистов. Спустя три года автор вернулся в кресло постановщика чтобы вновь заговорить о страстях на троих. Правда, соотношение полов теперь иное, да и месседж явно не состоит в акценте на дружбе, а скорее на понятие сильной и слабой стороны, управляющей хороводом. Что интересно, и «Друзья», и «Честный человек» довольно лаконичны в сюжете и изобразительных средствах но необычайно мелодраматичны. А еще центральной фигурой в обоих случаях выступает некий Абель — персонаж, которого сам Гаррель воспроизводит на экране. Установил ли Луи сознательную связь между двумя фильмами, или же Абель — его лирическое альтер-эго, примеряющее на себя разнообразные маски?
Однажды утром наш главный герой (Луи Гаррель) узнает от возлюбленной Марианны (Летиция Каста), что та беременна, но не от него, а от их лучшего друга Поля. И вообще, лучше бы, что бы Абель съехал с квартиры побыстрее, потому что уже назначена скорая свадьба. Шесть лет спустя, так и не показав нам Поля, автор скоропостижно его убирает из сюжета — муж Марианны умирает от сердечного приступа. Абель, встретив на похоронах бывшую возлюбленную, пытается восстановить с ней отношения. Но все эти годы об Абеле не переставала мечтать сестра Поля — Ева (Лили-Роуз Депп). Теперь девушка повзрослела и готова его добиваться.
Закономерно для Гарреля, новая проба в кино получила много отклика от французской прессы. За актером вообще дома следят пристально, еще бы: Луи — сын талантливого режиссера Филиппа Гарреля («Постоянные любовники», «Ревность», «Любовник на день»). К тому же, в случае с «Честным человеком», соавтором сценария вместе с Гаррелем-младшим выступил Жан-Клод Карьер — не только постоянный сценарный партнер знаменитого отца Луи, но и напарник самого Луиса Бунюэля («Дневную красавицу» помогал писать как раз Карьер).
Впрочем, «Честный человек» покорил не только французов, но и, к примеру, взял награду за «Лучший сценарий» на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Почему же тогда вся картина создает впечатление скорее сырого сценарного упражнения, которому отчаянно не хватает режиссерского голоса и интонации, как, собственно главному герою силы воли? Попробуем разобраться.
L’homme fidele/ Оригинальное название
85 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
14 марта 2018 / ПРЕМЬЕРА
мелодрама ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Луи Гаррель
СЦЕНАРИЙ:
Луи Гаррель
Жан-Клод Карьер
В РОЛЯХ:
Луи Гаррель
Летиция Каста
Лили-Роуз Депп
Джозеф Энджел
Диан Курсей
ПРОКАТЧИК:
Артхаус Трафик
События подаются нам с точек зрения трех персонажей. Вероятно, чтобы зритель не слишком ломал голову над мотивацией героев, закадровый голос рассказчика-Абеля сменяется голосом Марианны, а позже — Евы. Вскоре все они перемешиваются, создавая кружевную какофонию отношений и страстей, в которых оказался бедняга Абель. Немного путаницы вносит и маленький Жозеф — сын Марианны, одержимый детективными расследованиями. Его сюжетная линия работает на саспенс и заставляет зрителя наивно подозревать, а не умер ли Поль от насильственной смерти (так считает его маленький сын). Вообще внутренний монолог Жозефа, пожалуй, было бы интересней всех послушать. Однако ему в праве закадрового голоса отказано, возможно к лучшему. Здесь ведь и так уже есть целая полифония.
Еще одна характерная особенность фильма Гарреля — он лишен каких-либо прелюдий и отступлений — буквально каждая сцена движет сюжет, один диалог сменяется следующим. Как результат, в «Честном человеке» много слов и мало дел — это фильм, состоящий из так называемых кратеров — ключевых для сюжета сцен без лирических перебивок и связующих звеньев в виде хотя бы той же экспозиции. Взяв за основу такую художественную эффективность, хронометраж фильма усох до часа и пятнадцати минут — почти невероятная цифра для современного кино.
Полижанровость фильма работает то в пользу истории, то против нее. Нет ничего лучше абсурдистской комедии, которая врывается в мелодраму о столкновении полов — в определенный момент метания не самого сильного духом Абеля между двумя женщинами перерастает в бурлеск, где монтаж швыряет персонажа с сумками наперевес из жилища одной любовницы к другой. Однако когда режиссер пытается подбросить в сюжет еще немного триллера и детективной атмосферы, которые висят в воздухе так и «не выстрелив», хочется остановить режиссера за руку.
Но есть у «Честного человека» один очаровательный нюанс — его персонажи и ирония, с который к ним подошел автор. «L’homme fidele» в переводе может быть не то чтобы «Честным человеком», но скорее верным мужчиной. В таком случае его верность — та самая слабость, которой пользуются сильные женщины — Марианна и Ева, склонные добиваться своего. Здесь в кадре вообще полно места, чтобы продемонстрировать, как выросло актерское мастерство бывшей модели Летиции Касты (к слову, жена Гарреля) и как много потенциала у Лили-Роуз Депп, которую пора бы прекратить называть той симпатичной дочкой Джонни Деппа и Ванессы Паради.
Абель, тем временем, просто делает, что скажут — плывет по течения от одного берега к другому, не особо заботясь тем, с кем спит. Вот и получается, что Гаррель с печальными глазами Бастера Китона — персонаж-проводник в этот мир неопределившихся любовных связей, где сам он не особо отвечает за происходящее. Наверняка в понимании автора такова ирония верного мужчины.
Ratings in depth
- #МоглоБытьЛучше
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #МоглоБытьЛучше