Месть – блюдо, которое можно подавать дважды

Если судить «Холодную месть» по описанию (или по чрезвычайно неоригинальному постеру), то лента кажется очередным сомнительным триллером поджанра «немолодой Лиам Нисон убивает всех, кто попадает под руку». К счастью, картина Ханса Петтера Моланда гораздо изобретательнее и страннее, чем можно было подумать. Ее эксцентричность выдают уже первые секунды – фильм начинается с цитаты Оскара Уайльда: «Все люди приносят счастье. Одни своим присутствием, другие – отсутствием». Казалось бы, довольно неожиданный эпиграф для истории о том, как молчаливый Нисон убирает снег и аморальных людей, но он блестяще передает суть этой мрачной и слегка безумной комедии.

Нельс Коксман (Лиам Нисон) живет в крошечном городке посреди гор Колорадо и проводит большую часть своих дней, прокладывая дороги снегоуборочной машиной. Несмотря на свою скромность и легкую асоциальность, мужчина получает почетный титул Гражданина Года – если бы не он, то жители поселка попросту не могли бы выйти из дому зимой. Вот только радоваться герою приходит недолго – вскоре после вручения награды его сына находят мертвым, якобы от передозировки наркотиками. Не выдержав такого удара судьбы, жена Нельса (Лора Дерн) без предупреждения уходит, а протагонист впадает в предсказуемую депрессию. После неудачной попытки покончить жизнь самоубийством, Коксман решает докопаться до правды о подозрительной смерти сына и отомстить всем причастным. Жажда мести выводит его на бандита по прозвищу Викинг (Том Бейтман) – элегантного психопата, который порой напоминает то Кристиана Грея (простите!), то истеричного короля Джоффри. Викинг как раз становится еще одним важным отличием между «Холодной местью»и остальными брутальными боевиками с Нисоном. Злодей одновременно гротескный и по-своему приземленный – он хладнокровно убивает собственных помощников, но заставляет сына трижды в день есть отварную курицу с брокколи и жутко переживает по поводу диеты малыша. А еще – ведет ожесточенную борьбу со своей бывшей женой, которая пытается забрать ребенка.

Антагонист фильма становится еще одним важным отличием между «Холодной местью»и остальными брутальными боевиками с Нисоном.

Как вы могли догадаться, у Коксман внезапно обнаруживается неожиданный талант к такому роду деятельности – в конце-концов, это ведь фильм с Лиамом Нисоном. Впрочем, картина не превращается в трилогию о Борне – убийства даются Коксману с легкостью, но все выглядит вполне реалистично. Например, ему не всегда хватает сил, чтобы задушить злодея с первой попытки, а идеи того, как избавляться от трупов, он черпает из детективных романов. Несмотря на то, что порой фильм (как и сам протагонист) бывает чудовищно жестоким, режиссер Ханс Петтер Моланд не забывает разбавлять мрачную атмосферу проблесками искренней доброты и абсурда. Скорее всего, это сочетание работало бы куда хуже, если бы в центре событий оказался менее харизматичный протагонист. Герой Нисона обладает явными недостатками, но ему легко сочувствовать (даже тогда, когда он до смерти забивает наркоторговцев) – за стоическим фасадом отчетливо просматривается ранимый и умный человек.

Cold Pursuit/ Оригинальное название

109 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
7 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА

комедийный триллер ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Ханс Петтер Муланд

СЦЕНАРИЙ:
Фрэнк Болдуин
Ким Фупц Окесон

В РОЛЯХ:
Лиам Нисон
Лора Дерн
Том Бейтман
Уильям Форсайт

ПРОКАТЧИК:
Kinomania

Понравится ли вам лента, зависит от вашего чувства юмора – история постоянно заставляет нас метаться между грустью, шоком и неудержимым смехом.

Тут, наверное, важно уточнить забавный факт – Ханс Петтер Моланд уже раз ставил эту самую историю, сняв в 2014 году картину «Дурацкое дело нехитрое» со Стелланом Скарсгардом в роли Нельса Дикмана. Я не смотрела оригинал, поэтому не буду даже сравнивать ленты, но скажу одно – режиссура «Холодной мести» настолько точная и продуманная, что кажется, будто постановщик сначала снял черновик, а затем использовал все самые удачные приемы в ремейке.

Понравится ли вам лента, зависит от вашего чувства юмора – история постоянно заставляет нас метаться между грустью, шоком и неудержимым смехом. В чем-то она напоминает «Фарго» (к слову, и за счет операторской работы Филиппа Огаарда) – несмотря на зашкаливающее количество кровопролития, тут нет нереалистичных каскадерских трюков или получасовых перестрелок. Зато есть неожиданно трогательный и актуальный посыл – Моланд предлагает нам задуматься о самой природе мести и о том, к чему приводит следование ветхозаветным правилам. Насилие порождает еще больше насилия – выйдя на тропу войны, главный герой случайно становится катализатором полноценного сражения между двумя криминальными бандами, орудующими в штате. Разорвать порочный круг может только искренняя и неожиданная дружба (звучит очень абстрактно, но не будем спойлерить, вдаваясь в детали).

Если вы готовы посмеяться над тем, как Лиам Нисон убивает владельца свадебного салона из обреза и сочувствовать чрезвычайно милым отношениям бандитов, то вас ждет совершенно очаровательное и по-хорошему безумное кино.

Склонность американских мужчин к агрессии – одна из самых сложных социальных тем сегодня, и режиссер подходит к ней очень аккуратно и грамотно. Тут нет ни капли морализаторства или осуждения, постановщик просто показывает, какими обычно бывают последствия желания мести. Конечно, рассуждая об этом, сложно не задуматься над недавней историей с непосредственным участием самого господина Нисона, но лучше от нее абстрагироваться. Комедия выигрывает как раз за счет своей абсурдности и странности, а любая проекция реальных событий только усложнит ее восприятия.

Если вы готовы посмеяться над тем, как Лиам Нисон убивает владельца свадебного салона из обреза и сочувствовать чрезвычайно милым отношениям бандитов, то вас ждет совершенно очаровательное и по-хорошему безумное кино. Пока не ясно, есть ли у него потенциал существенно повлиять на жанр или стать культовой классикой (скорее всего – нет, и как раз из-за скандала с актером), но сочетание искренней трогательности и черного юмора точно позволяют картине выгодно выделяться на фоне большинства недавних триллеров.

Ratings in depth

  • #СтрашноВесело
4 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #СтрашноВесело
4 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: