Dazed and abused

На первом же кадре режиссер выбирает для зрителя позицию «God’s view», то есть верхний ракурс. Девушка корчится в снегу от боли. Что с ней происходит — неизвестно. Да и неважно, ведь дальше это кино закончится, так и не начавшись — на экране снизу вверх поползут титры. Вот он — Гаспар Ноэ, купающийся в лучах славы провокатора. Рассказать историю автору уже недостаточно. Как настоящий experience junkie, он приглашает зрителя пережить очередной кинематографический опыт.
Режиссер издевается над привычной схемой рядового фильма, начинает с конца, безжалостно дробит собственное произведение на куски, кружит камеру в клаустрофобном водовороте коридоров, ставит кульминацию в средине и растягивает ее в мучительную лавинообразную и, что самое главное, снятую одним кадром сцену. Опыт получен сполна — до дрожи в коленках и жутковатого головокружения. Будьте готовы к тому, что «Экстаз» повлияет на вас физически.
Ноэ не склонен повторять опыт «Входа в пустоту», так что забираться в голову протагонистам незачем — никакой психоделии.
Началось все с телевизора, обложенного видеокассетами и книгами — по левую сторону Цвейг с Делезом в твердом переплете, по правую — «Суспирия», «Сало, или 120 дней Содома» и что-то из Бунюэля. Практически все, скорее всего, аукнется аллюзиями в этом кино. На маленьком экране крутят запись интервью с молодыми танцорами. Те рассказывают о своих увлечениях, страсти к хореографии и даже наркотиках. Для справки, и это важно, далеко не все смело говорят об опыте употребления, а кто-то и вовсе открыто заявляет, что всякая дурь не для него. Уже в следующей сцене эта группа танцоров только что отрепетировала постановку и теперь расслабляется на импровизированной вечеринке: танцует, обсуждает сексуальные приключения друг друга и пьет домашнюю сангрию, в которую, как окажется позже, кто-то подмешал очень сильный наркотик. То, что случится дальше, можно назвать лучшим-худшим трипом.
Еще в начале картины один из титров сообщает, что «фильм основан на реальных событиях в Париже в 1996 году». Впрочем, есть подозрение, что 90-е Ноэ выбрал с эстетической точки зрения, как референс на героиновый шик, ставший поп-культурным трендом. Перед нами определенно самый модный фильм Ноэ, он как будто снят с подиума в пайетках. К тому же 90-е избавляют историю от необходимых в кадре мобильных телефонов и интернета, которые наверняка подпортили бы элементы триллера.
Climax / Оригинальное название
95 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
25 октября 2018 / ПРЕМЬЕРА
триллер ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Гаспар Ноэ
СЦЕНАРИЙ:
Гаспар Ноэ
В РОЛЯХ:
София Бутелла
Шарлин Тэмпл
Ромен Гийермик
Сухейла Яку
Kiddy Smile
ПРОКАТЧИК:
Вольга
Нарратив в этой наркоманской истерии проглядывается достаточно хорошо, притом что режиссер каким-то совершенно удивительным образом овладевает понятием времени.
В команде Ноэ лишь два профессиональных актера (одна из их — невероятная София Бутелла, звезда «Кингсмена»). Остальные действующие лица — танцоры без актерского опыта, отдавшие свое тело на растерзание режиссеру. Как результат, избыточная эмоциональность и гиперсексуальность здесь выплеснется в танце, да так, что собственное отражение в зеркале уже не узнать. Настигающее подсознательное вот-вот раскроет всю подноготную каждого, кто попал под воздействие наркотика, который в прямом смысле двигает сюжет.
У картины гипнотический ритм за счет музыки (здесь она буквально не прекращается, обеспечив зрителю чувство рейва) и структуры истории. Режиссер разделил фильм на несколько глав, каждая из которых призвана передать разные этапы прихода, от возбуждения и легкой эйфории, до паники, паранойи и галлюцинаций.
При этом Ноэ не склонен повторять опыт «Входа в пустоту», так что забираться в голову протагонистам незачем — никакой психоделии. Но не спешите вздыхать с облегчением — картина от этого менее жуткой не становится. Автор оставляет зрителя наедине с ужасом реальности происходящего. Там, где мог быть яркий фрактальный рисунок, отвечающий за кайф, виднеются замкнутые в круг собственных страхов потные тела в холодном неоновом свете. Ноэ ведет трансляцию исключительно с внешнего мира, а за передачу чувственного и визуального опыта здесь отвечает его постоянный спутник — оператор Бенуа Деби. Траектория камеры становится решающей для сюжета, а смена оптики диктует диалоги.
У картины гипнотический ритм за счет музыки (здесь она буквально не прекращается, обеспечив зрителю чувство рейва) и структуры истории.
К слову, «Экстаз» лишь прикидывается бессюжетным. Нарратив в этой наркоманской истерии проглядывается достаточно хорошо, притом что режиссер каким-то совершенно удивительным образом овладевает понятием времени. Действие разворачивается на протяжении одной ночи, а временных скачков здесь практически нет за счет безмонтажных длинных сцен, из которых состоит лента. Это кино зритель мучительно проживает вместе с героями до самого рассвета, тогда как на деле «Экстаз» длится всего-то 95 минут. Постановщик как будто скомкал последовательность событий по собственным законам.
Вам определенно понадобится некоторое время, чтобы понять, что Гаспар Ноэ снял, пожалуй, один из лучших своих фильмов. Не спешите выносить вердикт «Экстазу», сразу выйдя из зала, такую деструктивную энергию нужно осмыслить. Эмоциональный и структурный взрыв этой ленты, возможно, даже оставит вас без сил. Так что финальный вопрос к Ноэ только один — а когда отпустит?
Ratings in depth
- #ЖиваяКлассика
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ЖиваяКлассика