Добро пожаловать в чистилище
Стильные декорации, двуликие персонажи, таинственные чемоданчики, заряженные пистолеты — разговорные криминальные драмы под свое крыло давно взял Квентин Тарантино, причем так, что его темп и режиссерскую подачу теперь впору считать стандартом. От того еще любопытней смотрится картина Дрю Годдарда «Плохие времена в “Эль Рояле”» — фильм, который умудряется одновременно опираться на стиль Квентина и в то же время отторгать энергетический накал такого кино. Проще говоря, Годдард лишь берет за основу узнаваемую тарантиновскую структуру и даже картинно «развешивает ружья», чтобы в результате нарисовать неторопливый и скорее размашистый портрет конца 60-х.
1969 год. На границе Калифорнии и Невады расположен отель «Эль Рояль», знаменитый тем, что разделен этой самой границей ровно пополам. Гостиничный номер можно взять как на территории Невады, так и в Калифорнии. Причем в последней комнаты дороже, зато в невадовском крыле разрешено употреблять спиртное. Когда-то это место собирало много постояльцев, а теперь сюда в один день заселились всего четыри клиента, зато какие: чересчур болтливый продавец пылесосов (Джон Хэмм), священник с лицом мафиози (Джефф Бриджес), слегка пугливая темнокожая певица (Синтиа Эриво) и грубоватая хиппи с минимальным словарным запасом (Дакота Джонсон). Всем им есть что скрывать за дверями своего гостиничного номера.
После дебютной «Хижины в лесу», Дрю Годдард долгие семь лет не брался за режиссуру. Не то чтобы первая проба в роли постановщика оказалась неудачной. Скорее наоборот — его хоррор уже можно считать культовым в вопросе деконструкции и сатиры над жанром. Между тем Годдард без дела не сидел — автор успел приобщиться как сценарист к хитам «Война миров Z» и «Марсианин», а также к сериалам «Сорвиголова» и «Защитники».
Вернувшись в кресло постановщика, Дрю не мелочится. Ведь закрытый сеттинг и стилизация под театральную постановку — лишь прикрытие. Перед нами эпический портрет яркой эпохи, законсервированной в не менее ярких стенах отеля. Вместо сатиры жанровой держите сатиру социальную, где «золотые» 60-е вот-вот накроет ураган перемен, вроде грядущего Уотергейта и травматических последствий войны во Вьетнаме.
Bad Times at the El Royale/ Оригинальное название
141 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
11 октября 2018 / ПРЕМЬЕРА
триллер, детектив ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Дрю Годдард
СЦЕНАРИЙ:
Дрю Годдард
В РОЛЯХ:
Джефф Бриджес
Синтия Эриво
Дакота Джонсон
Джон Хэмм
Крис Хемсворт
ПРОКАТЧИК:
UFD
Это лишь одна из многих мелких деталей, роднящих его с выше упомянутым Тарантино. В «Омерзительной восьмерке», как известно, локальный конфликт в четырех стенах бакалеи перерос в конфликт национального масштаба, сведя в сражении «проклятых янки» и «чертовых конфедератов». Между тем с «Криминальным чтивом» у «Эль Рояля» не меньше общего. Годдард строит повествование нелинейно, в виде коротких глав, где зрители видят ключевые события с разных ракурсов — глазами каждого из персонажей.
Как драматург Годдард более чем справляется с поставленной задачей — мотивация героев понятна, а их взаимодействие ложиться в хоть и местами шокирующий, но очень целостный сюжет. На помощь приходит образцовая стилизация — ретро-автомобили, яркие костюмы, шикарные интерьеры в пастельных оттенках. Музыкальному автомату по центру холла в сущности отведена не менее центральная роль в самой истории — хиты 60-х в некоторых сценах исполняют не только декоративную, но и практическую функцию. Работа с эпохой в целом настолько тонкая, что считать отсылки к Джону Ф. Кеннеди и Чарльзу Мэнсону, возможно, сумеет далеко не каждый.
Сами персонажи, конечно, сыграны с некоторым фарсом, под стать китчевому интерьеру. Особенно это касается героя Криса Хемсворта — эпатажного лидера религиозного культа. Зато Джефф Бриджес, как всегда, на высоте, а вокал Синтии Эриво завораживает. Постоянные визуальные акценты на том, что перед нами граница Невады и Калифорнии, как-будто делают из «Эль Рояля» чистилище — пограничное место, через которое пройдет каждый из заявленных грешников.
Тем временем, заданный темп фильма уже к середине начинает существенно меняться. Чем больше отельных номеров «вскрыто», тем больше постановщик углубляется в тайники этого места и замедляет шаг. Разобранного пола и разбитых зеркал не достаточно – во второй части фильма Годдард-режиссер готов разрушить пространство, которое так скрупулезно выстраивал в первой части ленты как драматург. Там, где Тарантино нагнетал, Годдард уходит во флешбэки, чтобы не упустить ни одну деталь развития характеров. Постановщик не спеша смакует ключевые сцены так, будто в запасе у него целая бесконечность.
Как результат, хронометраж фильма в два с половиной часа — шаг смелый и даже слегка старомодный, в том смысле, что позволить постановщику так долго рассказывать историю без привязки к какой-либо франшизе могли разве что в тех же 60-х. Так что за прекрасным сетапом идет легко угадываемый панчлайн — прекрасная экспозиция обещает больше, чем выдает невыразительный финал.
Слабая и затянутая кульминация — тот недостаток, который не позволяет «Плохим временам в “Эль Рояле”» стать действительно выдающимся фильмом. Дрю Годард, кажется, просто забывает, где нужно поставить точку. Зато смотрится это очень эффектно.