То ли девочка, а то ли видение
Роберт Родригес – мастер гротескных картин, полных мультяшного насилия и чаще всего стилизованных под фильмы категории «Б». По словам самого режиссера, его главным козырем всегда было умение выжимать максимум из крохотного бюджета – чем меньше денег студии вкладывали в проект, тем меньше их беспокоило, что за безвкусицу снимает этот гиперактивный техасец. А порой ведь проскальзывала откровенная безвкусица – в придачу к стильному «Городу грехов» и абсурдному «Мачете» постановщик снимал еще и вещи вроде «Планеты ужасов». Новость о том, что Родригес взялся за разработку культовой «Алиты», встревожила фанатов режиссера – свободолюбивому поклоннику дешевых эксплуатационных картин попался непривычно масштабный и важный проект.
Даже если вы не поклонник манги, то наверняка слышали о том, как долго над лентой пыхтел Джеймс Кэмерон – режиссер «Титаника» планировал экранизировать историю о девушке-киборге еще со середины девяностых. Поняв, что его график слишком плотный для того, чтобы втиснуть в него еще один амбициозный проект, постановщик все равно не отказался от давней мечты, выступив сценаристом и продюсером «Алиты». Режиссерское кресло долгостроя занял Роберт Родригес, а фанаты первоисточника затаили дыхание. Смог ли создатель «Мачете» снять достойную экранизацию культового творения Юкито Кисиро? Забегая наперед – скорее нет. Смог ли он поставить технически впечатляющий боевик с захватывающим сюжетом и яркими миром? Тут, к счастью, ответ однозначный – смог.
Середина 26 века. После долгих и кровавых войн, от цивилизации осталось не так и много – парящий в небе футуристический город, в котором живут лишь немногие избранные, и огромная свалка, на которую сбрасывают все, что не понадобилось наверху. Однажды, разыскивая на свалке запчасти, добродушный механик и специалист по протезированию Идо (Кристоф Вальц) находит среди всего этого хлама полуживую девушку-киборга (Роза Салазар). В лучших традициях экшн-фильмов, придя в себя, наша героиня не помнит ничего о собственном прошлом, но обладает рядом весьма специфических навыков – например, способна ударом рассечь огромного громилу напополам. Идо нарекает девушку Алитой и пытается убедить ее начать новую, более спокойную жизнь, но та решительно настроена докопаться до правды о своем происхождении.
Откровенно говоря, в «Алите» хватило бы сюжетных линий на несколько фильмов. В два часа хронометража втиснуты нуарный детектив о серийном убийце, приключенческий боевик о том, как внешне милая девочка записывается в ряды охотников за головами (и преуспевает), романтическая драма и даже спортивный триллер. Сценаристы Лаэта Калогридис и Джеймс Кэмерон искренне пытаются связать все эти сюжетные линии воедино, переиначивая основные события из четырех-томной серии манги. В итоге история получается похожей на саму протагонистку – это милый и странноватый монстр Франкенштейна, собранный из высокотехнологичных запчастей и кусков порядком заржавевшего хлама, который держится воедино лишь благодаря искренней любви своего создателя.
Alita: Battle Angel/ Оригинальное название
123 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
14 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА
экранизация манги ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Роберт Родригес
СЦЕНАРИЙ:
Джеймс Кэмерон
Лаэта Калогридис
В РОЛЯХ:
Роза Салазар
Кристоф Вальц
Дженнифер Коннелли
Махершала Али
Эд Скрейн
Джеки Эрл Хейли
Киан Джонсон
ПРОКАТЧИК:
UFD
В центре всего этого хаоса оказывается, по сути, два центральных героя – сама Алита и Железный Город – грязный, людный метрополис, в котором удивительным образом сочетаются черты Мумбая, Нью-Йорка и Бэйсин-сити. С технической точки зрения, лента восхитительна – Родригес умудрялся создавать атмосферные локации и при минимальном бюджете, но в «Алите» его воображение не ограничено почти ничем. Кажется, сам режиссер оказался доволен своей интерпретацией мира Кисиро, потому что использует любой повод, чтобы провести нам головокружительную экскурсию дистопическим городом.
Но даже этот шумный и тщательно прорисованный лабиринт блекнет по сравнению с широкоглазой Алитой. Помните, как мы все посмеивались над трейлером и уверенно заявляли, что эта странная девушка-киборг будет преследовать нас в ночных кошмарах? Оказалось, что для преодоления зловещей долины понадобилось лишь пару минут – достижения компьютерной графики перестают вызывать дискомфорт практически сразу после знакомства с героиней. Более того – Роза Салазар проделывает невероятную работу, заставляя зрителя сочувствовать не совсем естественной протагонистке. Алиту действительно не спутаешь с человеком, но ее безграничное любопытство и робость, граничащая с подростковой самоуверенностью, покоряют. Представьте себе ласкового мишку Паддингтона, только с боевыми навыками Джейсона Борна. Вот это – Алита в исполнении Розы Салазар.
К слову, о боевых навыках. Благодаря тому, что почти все действующие лица в этой истории – киборги, Роберт Родригес получил возможность полностью реализовать свою любовь к гротескному насилию, не распугав половину зрителей. В Железном Городе нет пистолетов, так что герои полагаются на умение эффектно разбрасывать противников по разным углам кабака с помощью кулаков. В одной сцене от Алиты остается лишь голова, половина торса и одна рука, но девушка все равно умудряется расправиться со своим врагом. Хотела бы я увидеть, чтобы такой фокус выполнил Мачете или сам Эль Марьячи! Чрезвычайно зрелищный и жестокий мотобол служит дополнительным поводом шокировать зрителя эффектными боевыми сценами. Но все же, творение Родригеса – не просто история о тысяче способах разломать армию киборгов на крохотные запчасти. В первую очередь, это рассказ о подростковом бунте, первой влюбленности и поиске себя. Если рассматривать историю под таким углом, то получается на удивление трогательный боевик.
Конечно, “Алита” далека от безупречности. Большая часть второстепенных персонажей существует лишь для того, чтобы преподать протагонистке ценный урок. Особенно в этом плане выделяется Махершала Али – талантливый актер, который явно скучает в роли картонного злодея со смешными очками. Некоторые диалоги звучат напыщенно и смехотворно, а часть сюжетных линий ведет в никуда – сценаристы пытаются рассказать настолько много историй, что напоминают забывчивого сказочника, то и дело засыпающего у камина. Но поверьте, визуальная составляющая тут настолько хороша, что ради нее фильму можно простить любой недостаток.
Ratings in depth
- #НужноУвидеть
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #НужноУвидеть