Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Сойка-пересмешница на службе у его величества

История о том, как быть на шаг впереди не всегда полезно

Кроме каноничного образа агента 007, шпионское кино стоит поблагодарить хотя бы за бессовестную романтизацию профессии секретного агента. Для работы под прикрытием члена разведки обязательно обеспечат лучшими гаджетами и дорогими костюмами. Ведь нет ничего более маскирующего чем блестящий спорткар и пентхаус в пятизвездочном отеле. Разоблачение таких клише можно считать чуть ли не основной задачей нового витка шпионского жанра. «Красный воробей», в частности, берется срывать маски с нелицеприятной профессии в постсоветских декорациях. Вот только взяв за основу тему контроля и силы, в которые здесь забавляются русская разведка и ЦРУ, лента так и не пустила зрителя в ядро своей истории. Как идти за протагонистом, чье истинное лицо не удается разглядеть? Как узнать его из толпы других представителей жанра?

В центре сюжета успешная балерина Большого театра Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс), которая вынуждена отказаться от балета после серьезной травмы. Чтобы содержать мать и не потерять квартиру, девушка соглашается на предложение своего дяди Ивана, главы российской разведки (Маттиас Шонартс) стать рекрутом в Школе Воробьев. Эта секретная служба обучает молодых людей использовать свои ум и тело как оружие. Первым задание для Егоровой становится разоблачение крота в спецслужбах России, работающего на США. Для этого Доминике придется сблизиться с американским агентом ЦРУ Натаниэлем Нэшем (Джоэл Эдгертон).

В основе фильма книга бывшего ЦРУ-шника Джейсона Мэтьюза, и об этом стоит помнить на протяжении всей ленты. Автор описывает Россию наших дней во главе с Путиным, впрочем имя президента нигде не звучит, он здесь скорее как незримый образ коррупции и манипуляций на государственном уровне. Про главу РФ напоминает разве что визуально схожий с ним Маттиас Шонартс. Возможно, именно поэтому актера взяли на роль главного антагониста. Здесь особо скептичный зритель пост-советской страны скрестит руки в предвкушении. Смотреть, как Джереми Айронс и Шарлотта Рэмплинг говорят о верности родине и загнивающем западе — любопытное занятие. То, как Голливуд иллюстрирует реалии бывших стран СНГ — отдельная тема разговора, к которой я еще обязательно вернусь.

Постановщик Френсис Лоуренс («Я — Легенда», франшиза «Голодные игры») выбрал неосвоенную территорию — разговорное шпионское кино, где вспышки экшна случаются не чаще, чем проблески солнечного света в зимних пейзажах Москвы и Будапешта.

Здесь сравнение с «Атомной блондинкой» неизбежно не только потому, что светловолосая главная героиня в определенный момент «надевает» амплуа героя-одиночки. Подобно графическому роману The Coldest City (первоисточник фильма с Шарлиз Терон), «Красный воробей» хочет быть условным произведением Джона Ле Карра — интеллектуальным триллером, раскрывающим всю сущность сомнительно-авантюрной профессии. Пытаться пройти путь в 2,5 часа, где загадок больше, чем согревающих душу разоблачений — похвально и опасно. Однако без ошибок, которыми режиссер наследил по всему фильму, не обошлось.

Red Sparrow / Оригинальное название

139 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
1 марта 2017 / ПРЕМЬЕРА

экшн, детектив / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Френсис Лоуренс

СЦЕНАРИЙ:
Джастин Хэйс
Джейсон Мэтьюз

В РОЛЯХ:
Дженнифер Лоуренс
Джоэл Эдгертон
Маттиас Шонартс
Шарлотта Рэмплинг
Мэри-Луиз Паркер
Киран Хайндс
Джоэли Ричардсон
Билл Кэмп
Джереми Айронс
Текла Рютен

ПРОКАТЧИК:
UFD

Персонажи «Красного воробья» настолько эмоционально дистанцированы от зрителя, что «инвестировать» в них просто не удается.

Кастинг Дженнифер Лоуренс можно считать неожиданным попаданием в славянскую внешность. Кто бы мог подумать, что актриса неплохо вписывается в облик русской. Балерина из нее, конечно, совершенно неубедительная, образ шпионки у Лоуренс вышел определенно лучше. К счастью, сцен с танцами в Большом театре совсем немного. Но если главная задача агента под прикрытием — никогда не разоблачать свои истинные намерения, создавать чувство паранойи и напряжения, то актриса, пожалуй, перестаралась. В ее случае «быть на шаг впереди» — неизбежно губительно, аудитория за таким персонажем не поспевает.

Винить здесь стоит прежде всего сценарий — авторы картины откровенно увлеклись саспенсом как ключевым инструментом. Персонажи «Красного воробья» настолько эмоционально дистанцированы от зрителя, что «инвестировать» в них просто не удается. Как результат, в какие-либо чувства между протагонисткой и персонажем Эдгертона тоже верится с трудом.

В ленте, где огромная ставка сделана на сцены сексуального характера, высечь искры страсти для актеров оказывается задачей посложнее, чем взломать каверзный дверной замок.

Наблюдение, которое вряд ли будет очевидным для западного зрителя — то, насколько патриотически-американским получился фильм о русской шпионке. Как бы режиссер ни старался нивелировать понятие добра и зла в этом кино, в противостоянии двух сверхдержав ЦРУ оказываются чуть ли не спасательной шлюпкой для агента зацементированной в советском прошлом России. Однако на что создатели «Красного воробья» явно не рассчитывали, так это на комический эффект. Как удержаться от смеха, когда злая наставница школы воробьев в исполнении Шарлотты Рэмплинг говорит «Меня зовут Матрена»?

Между тем одна любопытная тенденция с появление такого фильма, как «Красный воробей» все же возникает — крупные студии теперь более открыты для картин, где мрачной сексуальной атмосферы, подразумеваемого инцеста и графических пыток значительно больше, чем может себе позволить потенциально кассовый фильм. К сожалению, на финальную оценку для «Красного воробья» это никак не повлияет. Не может быть, чтобы в шпионском кино единственной интригой был вопрос разденется ли Дженнифер Лоуренс или нет (но эту интригу я все же сохраню).

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
4.8 10