Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Молчание электроовец

Дункан Джонс наступает на грабли. И опять. И опять.

По словам Дункана Джонса, сценарий к Mute («Немой») он начал писать еще 12 лет назад, специально под Александра Скарсгарда. Но так как бюджет фильма оказался неподъемным, режиссер переключился на другой проект — «Луну 2112». После удачного дебюта и не совсем удачного «Варкрафта», постановщик нашел деньги на Mute — ленту купил Netflix.

Картина, действие которой происходит в 2054 году, рассказывает о бармене Лео (Александр Скарсгард) — амише, потерявшем голос в детстве из-за несчастного случая. В один день пропадает девушка главного героя Надира (Сейнеб Салех) и он отправляется на ее поиски по футуристическому Берлину. Параллельно с этим развивается еще одна история — нечистого на руку хирурга Кактуса (Пол Радд), который пытается достать документы для себя и дочери, чтобы уехать в США.

Если «Луна 2112» — прямая отсылка к умной научной фантастике 70-х годов, то Mute насквозь пропитан благоговением к «Бегущему по лезвию». Трущобы, освещенные неоном, мультиязычие, столкновение культур — все как у Ридли Скотта. При этом активное использование сине-красно-желтой гаммы отсылает даже не к оригинальному фильму с Харрисоном Фордом, а к сиквелу. Вот только Дени Вильнев смог удерживать ровный темп все три часа своей ленты, а у Джонса с этим оказались большие проблемы.

Mute страдает всеми классическими недугами лент Дункана, которые были заметны и раньше. Фильм чересчур медленно разгоняется, усложняя себе жизнь отсутствием внятной экспозиции.

Режиссер настолько внимательно относится к мелочам (быт героев, работа некоторых технологий), что замедляет темп, забывая о целостности картины — в «Луне» из-за камерности повествования это было допустимо, но не здесь. Большое количество героев в киберпанковом Берлине попросту разбивает ленту на отдельные фрагменты, которые складываются в единую картину только при огромном усилии со стороны зрителя. Но если медитативность нео-нуару можно было бы простить, то «рваный» сценарий — нет. Как и в «Варкрафте», складывается впечатление, что Джонс мыслит категориями сериала или кинофраншизы, но никак не одной полнометражки. Дункан, как неумелый рассказчик, постоянно сбивается на второстепенные истории, теряя нить повествования и растягивая сюжет. В результате из-за «нехватки» двухчасового хронометража, одни герои раскрываются слишком детально, а другие не получают достаточного бэкграунда, словно надеясь получить больше времени в будущих сериях.

Mute / Оригинальное название

126 мин / ХРОНОМЕТРАЖ

фантастика / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Дункан Джонс

СЦЕНАРИЙ:
Дункан Джонс
Майкл Роберт Джонсон

В РОЛЯХ:
Levi Eisenblätter
Рози Шоу
Ойген Баудер
Ливия Маттес
Jarah Maria Anders
Caroline Peters
Лаура Де Бур
Грегуар Грос
Александр Скарсгард

Нам показывают разве что несколько технологий (доставка еды, работа гаджетов), а также упоминают о парочке исторических событий (военные действия в Кабуле, американский контингент в Берлине), не связывая ничего между собой. Для научной фантастики такой подход к созданию собственной вселенной приравнивается к провалу.

Проблему персонажей подчеркивает неудачный выбор актера на главную роль. Александру Скарсгарду попросту не хватает харизмы чтобы заполнить немые сцены с участием Лео. Если в доброе сердце героя веришь с легкостью, то вечно испуганно-жалостливое лицо актера замерло где-то между архетипами «хороший человек идет на войну» и «простоватый герой не знает, как оказался в этой ситуации». Иногда кажется, что Райан Гослинг или Том Харди справились бы с «игрой глазами» намного лучше.

В свою очередь, Пол Радд и Джастин Теру оказались прямым попаданием в роли. Особенно это касается Человека-муравья, который увяз в комедийных фильмах и наконец получил возможность стряхнуть пыль с актерского таланта. Иногда кажется, что именно ради парочки хирургов Джонс и затеял фильм, так как ребята получили неоправданно много экранного времени. С другой стороны, их сюжетная линия добавляет фильму динамики, не давая зрителю совсем уснуть над приключениями Лео. Что интересно, персонажи Кактус и Дак основаны на главных героях фильма «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» Роберта Олтмана.

Попытка воссоздать бюджетную версию «Бегущего по лезвию» оказалась сомнительной.

Центральная футуристическая локация скорее напоминает декорации к одной из серий «Доктора Кто», а немногочисленные CGI попытки сделать антиутопию смотрятся блекло. Мир Mute также вызывает множество вопросов, которые остаются без ответа. Нам показывают разве что несколько технологий (доставка еды, работа гаджетов), а также упоминают о парочке исторических событий (военные действия в Кабуле, американский контингент в Берлине), не связывая ничего между собой. Для научной фантастики такой подход к созданию собственной вселенной приравнивается к провалу.

Единственное, чем радует Джонс — периодические появления на фоне героя Сэма Рокуэлла из «Луны 2112» и несколько удачных режиссерских приемов, которые отвлекают от сценарной мешанины. Mute сложно назвать «современной «Касабланкой»» (сравнение самого Дункана), ведь он скорее напоминает очень сырую зарисовку условного произведения Филипа К. Дика. Поэтому временами логотип Netflix в углу экрана кажется спасительным кругом — вдруг это всего лишь пилотный эпизод к добротному sci-fi? В таком случае Джонсу можно было дать второй шанс.

Ratings in depth

  • #ПодорвалисьНаВзлете
3 10