Жизнь vs сериалы: чем отличается реальность от вымысла
Эскапизм – это желание человека отстраниться от трудностей реальной жизни и погрузиться в фантазию высокооплачиваемых сценаристов. Даже в самом проходном сериале у второстепенных персонажей есть собственные сюжетные арки, прописанные характеры и несколько строчек диалога, что отличается от наших экзистенциальных поисков смысла жизни, необходимостью грести против течения и сражаться за место под солнцем.
Автор телеграм-канала «Типа Кино» Евгений Мори специально для Vertigo о том, чем телепроекты отличаются от настоящей жизни и чему могут нас научить.
Приключения в состоянии покоя
Удобно откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь в теплой кровати, не забудьте чай и печенье. Прекрасный вечер, несколько часов которого можно посвятить любимым сериалам и кино-вселенным. Психологи считают фэнтези-литературу, научную фантастику, онлайн-игры и сериалы эскапизмом, побегом от реальности, защитным механизмом психики против стрессов настоящей жизни. В чем-то они определенно правы, так как одна из причин, по которой человеческий мозг так легко соглашается на просмотр очередной серии, это постоянная нервная стимуляция при внешнем состоянии покоя.
Буквально спустя тридцать секунд после нажатия заветной кнопки «play» мозг переходит в режим альфа-волн, тех самых, которые проявляются, когда мы находимся в состоянии умственного покоя. Одновременно правое полушарие (отвечающее за эмоции) начинает работать активнее левого (которое отвечает за логику), и происходит выброс эндорфинов, гормонов удовольствия. Сидя на мягком диване, вы оказываетесь посреди настоящего приключения. И плевать, что оно происходит не с вами, когда персонажи резко достают мечи из ножен, то, благодаря ориентировочному рефлексу, мозг воспринимает это с тем же реализмом, как если бы это собственноручно сделал ниндзя, спрятавшийся в темноте за вашим шкафом.
Покажи эмоции, не прячь свои чувства
Персонажи открыто испытывают чувства, не стесняются показывать их своим близким и умеют тщательно скрывать от своих врагов, легко разбираются в собственных эмоциях, а если и не способны с ними совладать, то часто это делается ключевой фишкой сериала. Великий сыщик сталкивается с человеческими эмоциями, гениальный хромой врач не способен довериться людям, наркоман-аристократ летит на дно из-за детских психологических травм. Удар от реальности стойко переносит не каждый, к сожалению. Мы мечемся по всем углам, пытаясь разобраться в собственных мыслях и бежим прочь от людей, когда не можем справиться с эмоциями. Если и прячемся в удобной ракушке от окружающего мира, то вероятность того, что в скором времени обязательно произойдет событие Х, которое вытащит главного героя из социофобного плена, не так велика, как нам бы того хотелось. В вымышленном сериальном мире герои не тратят несколько часов над одиноким постом в социальных сетях, заканчивая его хештегом #янемолчу #янебоюсьсказать или любым другим.
Даже самый непроницательный зритель, страдающим дефектом эмпатии, должен взглянуть на экран и с ходу разобраться в тонкой душевной организации каждого отдельного взятого персонажа. Даже второстепенные герои в сериалах должны обладать ярко выраженными характерными особенностями, чтобы можно было включить историю на рандомной серии, взглянуть на персонажа и понять кто перед нами: хороший, плохой или злой? Оглянитесь по сторонам и всмотритесь в ваших коллег по офису – кто все эти люди?
Жизнь 24\7 без перерыва на обед
Представьте ситуацию: пятница, вечер, вы знакомитесь в баре с родственной душой, а через несколько бокалов оказывается, что это и вовсе ангел спустился с небес, чтобы сделать вашу жизнь восхитительной или хотя бы сносной. Но, о ужас, ночь скоро закончится, бармен выгоняет последних клиентов и закрывает дверь. «Когда мы увидимся?» – спрашиваете вы, и хотелось бы услышать в ответ заветное: «Давай не прощаться» или, на худой конец, «Завтра». Но в субботу бы успеть опохмелиться перед курсами вождения, в воскресенье нужно разгрести домашние дела, в понедельник на работу, ой, лучше давай на неделе напишем друг другу и договоримся, где-то к четвергу-пятнице точно найдемся. И что для героя сериалов займет 20 секунд монтажной склейки или несколько бытовых сцен, то для вас превратится в семь долгих дней.
Беспрерывность действия в фильмах достигается обратным методом – разрыванием реальности на кусочки. Выбрасываешь все лишнее или скучное, склеиваешь между собой оставшиеся фрагменты и вуаля! Альфред Хичкок говорил об этом примерно так:
Смешно требовать от истории достоверности. Кусок жизни – это то, что вы можете получить задаром перед входом в кинотеатр. А драма – это жизнь, из которой вырезали всё скучно».
В этом ключе киноман может убедить себя, что ожидание в реальности – это не плохо, не страшно и не драматично. Ожидание существует и для кино-персонажей, просто мы этого не видим.
Мы все умрем
20 февраля 2005 года никто из гостей ранчо Вуди-Крик не мог предположить, что их глава семейства и сильная личность Хантер Томпсон покончит жизнь самоубийством в соседней комнате. Никто не знал, когда наступит конец этой истории, хотя многие заявляли, что ощущали это напряжение в воздухе. Сейчас вы читаете статью о различиях между жизнью и сериалами, а через несколько секунд на горизонте покажется всеразрушающая гигантская волна из фильма «Послезавтра», чего я очень боялся на протяжении всего детства. Наше будущее туманно и расплывчато, а в существование людей, способных его предсказать, верит меньшинство – большинство называет их «шарлатанами». Но кто тянется к этому знанию, тот уже представляет, как будет наслаждаться спокойным существованием и стойко переносить любые неприятности, зная, что в финале его ждет вознаграждение. Даже если в начале первой серии главного героя застрелили, мы знаем, что история на этом не заканчивается, что впереди нас ждет один, два, три, господи, четыре или пять сезонов продолжения, а если очень повезет, то еще и спин-оффы, переносы на большие экраны, литературные версии и многое другое. Для нас все может закончиться в любой момент.
Мотивация персонажей
Примешь красную таблетку и узнаешь правду, примешь синюю – забудешь всё и проснешься как ни в чем не бывало. Окажись вы на месте Нео, какой бы выбор сделали? Или и вовсе отказались бы от выбора и сбежали через открытую дверь прямо в руки агента Смита? У вымышленных персонажей всегда достаточно мотивации, чтобы сделать выбор или совершить поступок, чего не всегда хватает у нас даже по утрам. Хорошие персонажи ограничены хорошими поступками, плохие персонажи – плохими поступками, а мы остались балансировать посредине, хаотично-нейтральные, легко способные сделать как добро (для одних людей), так и зло. Нам тяжело выбирать аргументы в защиту собственных действий, часто даже руки опускаются от бессилия, а на подзарядку внутренних резервов уходят дни и недели. Уходит неделя в кровати с вредной едой и сериалами, чтобы посмотреть на людей, которым тоже тяжело даются решения и поступки, но они совершают выбор сразу, не откладывая этот мучительный момент в долгий ящик.
Но цель статьи не в том, чтобы в очередной раз подчеркнуть пагубные последствия сериаломании: трата времени, побег от реальности, откладывание решения собственных проблем. Это прекрасный пример того, чему взрослый человек может научиться у ребенка. Вспомните школьные годы, когда с последнего урока нужно было молнией бежать домой и смотреть новую серию «Покемонов», «Джимми Нейтрона» или даже «Черепашек-ниндзя». Персонажи этих мультсериалов не зря остались в культуре надолго, они олицетворяли все то, кем дети хотели стать: отважными героями, которые не боятся приключений, которыми руководит внутренний кодекс чести и морали. После выхода сериала «House M.D» в аптеках резко вырос спрос на медицинские трости. Залпом проглотив первый сезон «Теории лжи», люди начинали вглядываться в лица собеседников с бдительностью Кэла Лайтмана и триумфально выкрикивать «Ага, у тебя дернулась щека, значит ты мне соврал!» А самые популярные поисковые запросы после выхода сериала Шерлок от BBC – «как стать социопатом?» и «артур конан дойл скачать».
Главное, сохранить в нас и сегодня эту удивительную способность детского впечатлительного мозга усваивать послания на более тонком уровне, чем сценарный, на уровне идей и эмоций, а при умелом ухаживании еще и взращивать эти идеи, превращать их в собственные характерные особенности, чтобы раскрываться в реальной жизни как её самый настоящий и полноценный герой.
Евгений Мори
Журналист, автор канала «Типа Кино»