Disenchantment vs Final Space: какую анимацию Netflix посмотреть
Летом на Netflix состоялись две большие анимационные премьеры. Сначала на стриминге появился хит канала TBS, сериал Final Space, а месяцем позже все дождались Disenchantment — новой работы создателя «Симпсонов» Мэтта Грейнинга. Оба сериала получили смешанные отзывы критиков и зрителей, так что мы решили их сравнить в пяти категориях: создатели, сюжет, персонажи, юмор и анимация.
Победитель получает почетное звание «анимации, на которую не жаль потратить день времени».
Создатели
Disenchantment
Мэтт Грейнинг не нуждается в представлении. С помощью «Симпсонов» он изменил ТВ-комедию, а потом усовершенствовал ее своей же «Футурамой». Его сатирические и остросоциальные сюжеты долгое время были примером для телевидения, а абсурдный комедийный подход смог потеснить юмор наблюдения Джерри Сайнфелда. Аниматор уже давно заслужил звание легенды и мы сомневаемся, что этот статус у него кто-то отберет.
Final Space
Олан Роджерс — малоизвестный комик с YouTube, который умело использовал возможности интернета. Начинал он с комедийного трио BalloonShop, популярного в США по скетчам и короткометражкам. Позже Роджерс создал собственный канал, куда загружал небольшие стендап-истории о жизни, короткий метр и даже несколько анимационных мини-фильмов. В 2016 году его проект для пилотной серии шоу заметил Конан О’Брайен, что помогло Олану продать идею каналу TBS, где с февраля по апрель и выходил Final Space. Позже сериал купил Netflix.
Результат
у Роджерса не было никаких шансов
Cюжет
Disenchantment
Сериал Гренинга рассказывает о приключениях принцессы Тиабини в королевстве Дримлэнд. Компанию ей составляют эльф Эльфо и демон Лучи. Девушка особо не страдает от собственного алкоголизма, вечно ноет всем о своей тяжелой жизни и не может найти собственное призвание. Что любопытно, Гренинг попытался подстроиться под новый формат короткого сезона и даже добавил сюжетную линию на 2 серии под конец сезона, но спойлерить мы ее не будем.
Вот только ограниченный хронометраж сыграл с ним злую шутку. Вместо того, чтобы грамотно уложить сценарий в 10 серий, Мэтт решил сделать все по старинке: затянутый старт, дальше ситком и финал на 2-3 эпизода с клиффхэнгером. Но если раньше в сезоне у него было 20-24 серии, чего хватало для раскачки и знакомства с персонажами, то в Disenchantment проблемы видны сразу. Шоу не хватает интересных сценарных ходов, неожиданных поворотов сюжета и нестандартных решений. В отличие от предыдущих сериалов, здесь нет сатиры и социальной проблематики, а только старые как мир тропы: «герой напился, когда не нужно было», «у героя кривые руки», «герой закатил вечеринку, но что-то пошло не так». В результате эпизоды совершенно не запоминаются и не вызывают желание смотреть продолжение.
Final Space
По сравнению с конкурентом, у Final Space нет никаких проблем с оригинальностью (хотя ладно, определенные параллели с «Космическим Денди» просматриваются). Главный герой Гэри отбывает наказание на космическом корабле в компании слишком дружелюбного робота Кевина, который должен помочь герою не сойти с ума в одиночестве, роботизированного персонала судна и искусственного интеллекта. За несколько дней до освобождения он находит милого зеленого пришельца, на которого, как оказывается, охотится целая империя во главе с Лордом-командующим (которого озвучивает Дэвид Теннант).
Дальнейшие приключения пополняют команду Гэри котом-наемником Авокато и его сыном, а также честной и неподкупной космической полицейской Квинн. В отличие от Disenchantment, большинство сюжетных ходов ориентированы на детальное раскрытие персонажей. Более того, сериал неплохо держит внимание зрителя с помощью центральной истории, чего не скажешь о шоу Грейнинга. Ситкомовского подхода тут нет, что существенно добавляет Final Space целостности и динамики.
Если для создателя «Симпсонов» 10 серий оказались клеткой, то Олан Роджерс выложился по максимуму, чтобы ухватиться за свой шанс.
Результат
Final Space сравнивает счет
Персонажи
Disenchantment
Несмотря на то, что действие происходит в фэнтезийном мире, а главной героиней оказывается девушка, Грейнинг (внезапно) не нашел удачной и оригинальной идеи для сюжета.
Тиабини оказывается абсолютно нехаризматичной смесью Гомера и Лилы, с алкоголизмом и проблемами «первого мира». Эльфо получился точной копией Фрая, разве что короче и с зеленой кожей. Лучи, в свою очередь, взял на себя роль Бендера. О второстепенных персонажах даже говорить нечего — если раньше Мэтт создавал культовых героев с минимумом экранного времени (Красти, Зойдберг, Мо, Запп Бренниган), то здесь жители Дримлэнда получились однообразными и пустыми. Что говорить, если даже Бини, Эльфо и Лучи не получили ни внятной предыстории, ни мотивации.
Не спасает даже оправдание «мало времени». В «Футураме» аниматору понадобилось 3 серии чтобы раскрыть центральных персонажей, при том, что их там было больше. Здесь же складывается впечатление, что автор просто устал от креатива и решил выехать на старых идеях.
Final Space
Нарцистичный и глуповатый главный герой, уверенная в себе и неподкупная полицейская, безжалостный наемник с добрым сердцем, безэмоциональный, но отзывчивый искусственный интеллект, пугающий и пафосный антагонист — на первый взгляд у сериала довольно банальный набор персонажей.
Несмотря на это, у Роджерса получается найти нестандартный подход к каждому из них. Но, что главное, за 10 серий мы успеваем увидеть развитие героев, что помогает проникнуться симпатией и переживать за них. Это касается даже чрезвычайно бесящего робота Кевина. Благодаря такому подходу, сериал получает серьезное преимущество над конкурентом — из-за ситкомовского подхода Грейнинг иногда попросту забывает о поступках героев, заставляя их опять наступать на те же грабли или менять мотивацию от эпизода к эпизоду.
Возможно, оба сериала сравнили бы позиции, если бы Disenchantment была дебютом, или у Олана Роджерса за спиной уже имелось несколько успешных фрашиз. Но былые успехи «Симпсонов» и «Футурамы» создают для своего автора дополнительное давление, от которого освобожден Final Space.
Результат
в пользу сериала Олана Роджерса
Юмор
Disenchantment
Несмотря на отказ от сатиры и социальной тематики, у Грейнинга еще остается множество козырей в рукаве. Он изящно и легко жонглирует поп-культурными референсами, вплетая их везде, от вступительных титров до центральных диалогов. Если «Симпсоны» и «Футурама» любили пародировать знакомые сюжеты, то Disenchantment использует референсы скорее для того, чтобы подмигнуть фанатам кино, сериалов, комиксов и книг.
Сериал не стесняется использовать преимущества, лежащие на поверхности: фэнтезийную тематику и абсурд. Как можно было догадаться из трейлеров, Грейнинг на максимум выкручивает излюбленный прием Терри Пратчетта, показывая человеческую рутину сквозь призму фэнтези. Также находится место монти-пайтоновским абсурдным диалогам и любимому приему самого создателя шоу — шуток без панчлайнов, но с длинными, неловкими паузами.
Единственное, что можно записать сериалу в минус — очень медленный темп, продиктованный слабым сценарием. Если предыдущие работы Мэтта (да и все телевидение в наше время) ускорили комедию, заставляя героев выдавать шутки в пулеметном темпе, то здесь на 20 минут серии может быть 3-4 гэга. Необычно и скучновато.
Final Space
Подход Роджерса к комедии очень отражает время, когда сериал создавался. Референсы к популярным франшизам (привет, «Стражи галактики» и «Рик и Морти»), иронизация над классическими научно-фантастическими тропами, нелепые ситуации, а также комедийная жестокость — Final Space собрал все, что только мог и получилось у него достаточно неплохо.
Местами проглядывается подражательство и банальные сюжеты, но не всем суждено быть Дэном Хармоном и Джастином Ройландом, тем более в первом проекте. Сериал создает хороший задел на будущее, а интересная идея открывающей сцены каждого эпизода дает надежду на качественное усложнение не только комедийной, но и сюжетной канвы.
Результат
опыт бьет энтузиазм
Анимация
Disenchantment
Классическая рисовка Мэтта Гренинга никуда не делась. Более того, 3D эффекты из «Футурамы» переехали в новый проект. Не сказать, что это плохо, но если между предыдущими двумя проектами у аниматора получилось провести черту, то здесь оригинальной подачи никак не хватает.
Несмотря на то, что фэнтезийная тематика дает много вариантов для создания мира, Disenchantment оказывается слишком похож на своего среднего брата и это не добавляет ему плюсов.
Final Space
Как и в случае с юмором, Олан Роджерс сделал ставку на тренд и не прогадал. Сериал вышел чем-то средним между «Гравити Фоллз» и «Вселенной Стивена» — яркий, веселый и со щепоткой мрачности в нужные моменты. Создатель не постеснялся повысить уровень жестокости в сериале тарантиновскими кровавыми замашками, которые скорее напоминают «Рика и Морти».
Добавьте сюда обязательные психоделические эпизоды, интересно поданый мир и комедийный эффект — получите Final Space. Благодаря проработке деталей, у шоу получается оставаться оригинальными, вопреки большому количеству референсов. Так держать, Роджерс.
Результат
Final Space неожиданно побеждает
Эпилог
Стоит помнить, что оба сериала заточены на франшизу. Это значит, что второй сезон может как существенно улучшить позиции каждого из них, так и слить все достижения первых эпизодов. Но если у вас есть свободный день, его лучше потратить на Final Space. Прости, Мэтт.